Найти тему
Школа инженера

Образование будущего. 5 трендов нового поколения

Оглавление

Что нужно современному школьнику и как высокие технологии меняют систему образования – давайте поговорим о новых трендах в школе.

Образование наших детей — совсем иное, согласитесь? Оно всегда было и будет связано с потребностями общества и времени, и поэтому каждые 5-10 лет в образовании происходит небольшой переворот.

Каким же образование должно быть сегодня — непростой вопрос. Для ответа придется анализировать тренды экономики и технологий, смотреть, чего хотят передовые компании от молодежи, рассматривать перспективные отрасли...

Но давайте кратко. Образование тесно связано с другими областями, и оттуда к нему пришло масштабное слово «цифровизация».

Тренд № 1. Цифровые направления

Итак, год за годом в образовании появляются новые цифровые направления. Их, с одной стороны, диктует школе внешний мир, а с другой — сами школьники, которые тянутся к таким актуальным сферам, как биоинформатика, допреальность, гейм-дизайн, «умный» транспорт, искусственный интеллект, космос, интернет вещей. Ребенку, который живет в окружении новых открытий, патентов и гаджетов,­ намного интереснее изучать мир технологий, а не стандартную школьную программу.

Конечно, 11 классов школы остаются базой. А вот всё остальное — дополнительные уроки, курсы, проекты и мероприятия — начинают подстраиваться под современные профессии и запросы работодателей.

Несколько перспективных цифровых направлений
Несколько перспективных цифровых направлений

Тренд № 2. «Умные» платформы

Методы обучения по трендовым направлениям тоже меняются. Офлайн соединяется с онлайном, школьные учителя работают наравне с цифровыми, после уроков ребенок уходит в виртуальный мир Интернета.

Именно там появляется все больше «умных» образовательных платформ. И это не просто сайты с курсами, а целые виртуальные пространства.

Внутри них уже сейчас работают разные алгоритмы, которые помогают обучаться эффективно. Так сказать, выстраивать дизайн карьеры. Представьте, что платформа сама подстраивается под ваши запросы и предлагает план действий. Какие курсы пройти, на какие мероприятия сходить, для какой компании выполнить проект — все это спланирует для вас искусственный интеллект. Такая платформа уже работает в России — MyTrack помогает более чем 10 тысячам школьников построить свой путь.

-3

Тренд № 3. Индивидуализация ребёнка

«Хочу в космос. А как туда попасть?».

«Нравится снимать интересные видео, но компьютерная графика — это недостижимо…».

Простые хотелки, которые мы слышим от детей. Эти хотелки — основа профессионального пути. Но как превратить интересы во что-то большее — с этой задачей не могут справиться ни родители, ни ребенок. Однако «умной» платформе под силу и это.

Итак, мы имеем новый цифровой инструмент, и можем увидеть, как происходит индивидуализация ребенка. Вы подумали: опять вы о занятиях с репетитором и о тесте на профориентацию. Нет, это уже давно в прошлом.

Теперь все намного проще (и сложнее одновременно!). Ребенок заходит на платформу, указывает свои интересы и выбирает пару бесплатных курсов, которые ему интересны. Что делает в это время платформа? Она анализирует все его действия и подстраивает дальнейшее обучение под запросы ребенка. Такая траектория мало того, что неповторима — она еще и эффективна: шаг за шагом ребенок будет изучать контент на основе формирующихся навыков. И в его доступе будут сотни, а то и тысячи материалов со всей России.

Здорово? Не то слово!

Траектория развития ребенка
Траектория развития ребенка

Тренд № 4. Бизнес – участник образования

А где же все это время был бизнес? Раньше он стоял после вуза, на высокой недостижимой ступеньке. Но не так давно стали появляться цифровые сообщества, в которые входят школьники, студенты, преподаватели и … бизнес!

Такое сообщество — не только возможность общения и обмена опытом, но и место, где школьник или студент может профессионально обучаться и подтверждать свои навыки на практике, прямо здесь, на сайте. Как это возможно? Благодаря бизнесу. Ведь теперь он — крупный участник образования.

Представьте, что кто-то разместил бизнес-заказ на сайте, и вот уже десятки, а то и сотни пользователей начинают выполнять работу для его компании. И все в плюсе: у компании много уникальных решений, а у ребенка — весомый опыт и готовый проект.

Как оказалось, бизнес может влиться в образование даже на этапе средних классов. Предприниматель не готов брать на работу выпускника вуза без опыта работы, — значит нужно заранее задуматься о подготовке своего будущего кадрового резерва. Для этого компании не нужно заниматься прямым образованием как таковым. Она делает это косвенно. Например, размещает свои мероприятия, курсы или заказы на образовательном маркетплейсе.

Бизнес-заказы, выполенные школьниками на MyTrack.ru
Бизнес-заказы, выполенные школьниками на MyTrack.ru

Тренд № 5. Цифровое портфолио

«Ого, первый проект готов! А еще у меня есть парочка пройденных курсов, олимпиада и несколько челленджей».

И это всего лишь 12-летний ребенок. Но какое хорошее начало для его портфолио!

Да, начинать готовить свое резюме теперь надо с 11-12 лет. И лучше — в цифровом виде. Тогда в 18 лет его можно смело использовать в реальности. Например, осознано поступить в вуз, имея колоссальный опыт и теоретическую базу. Или вообще пойти прямиком на работу (не секрет, что Маша с опытом работы будет привлекательнее, чем Ваня с красным дипломом).

Или можно прыгнуть еще выше и начать стартап. Собрать команду самому (вспоминаем про цифровое сообщество) или стать частью большого проекта от бизнеса.

Цифровое портфолио школьника
Цифровое портфолио школьника

Каждый учебный год меняет школьную систему. Сложнее всего приходится учителям, которые должны быть мобильными и быстро подстраиваться под тренды.

А что сказать про школьников? Они-то как раз легко адаптируются к новшествам, и даже рады тому, что школа становится интереснее, технологичнее и реальнее по отношению к миру.

Ведь школа — это «надо», а не «хочу». Но что, если на обычных уроках, помимо математики, географии и истории, дети будут изучать цифровую журналистику — и писать лонгриды; узнавать о мобильной медицине — и придумывать новые гаджеты для врачей; погружаться в допреальность — и создавать приложения. Тогда школа станет совсем другим местом. Она перестанет казаться ребенку бесполезной — потому что он почувствует себя в ней профессионалом. Сегодня — дизайнером, завтра — программистом или робототехником. В 12 лет у ребенка нет никаких границ, он уже владеет столькими навыками, что взрослые и представить не могут.

Может быть, школьник еще не понимает, что хочет быть мультикомпетентным. Но тренды уже изменили его сознание . Пришла пора меняться и образованию.