Что нужно современному школьнику и как высокие технологии меняют систему образования – давайте поговорим о новых трендах в школе.
Образование наших детей — совсем иное, согласитесь? Оно всегда было и будет связано с потребностями общества и времени, и поэтому каждые 5-10 лет в образовании происходит небольшой переворот.
Каким же образование должно быть сегодня — непростой вопрос. Для ответа придется анализировать тренды экономики и технологий, смотреть, чего хотят передовые компании от молодежи, рассматривать перспективные отрасли...
Но давайте кратко. Образование тесно связано с другими областями, и оттуда к нему пришло масштабное слово «цифровизация».
Тренд № 1. Цифровые направления
Итак, год за годом в образовании появляются новые цифровые направления. Их, с одной стороны, диктует школе внешний мир, а с другой — сами школьники, которые тянутся к таким актуальным сферам, как биоинформатика, допреальность, гейм-дизайн, «умный» транспорт, искусственный интеллект, космос, интернет вещей. Ребенку, который живет в окружении новых открытий, патентов и гаджетов, намного интереснее изучать мир технологий, а не стандартную школьную программу.
Конечно, 11 классов школы остаются базой. А вот всё остальное — дополнительные уроки, курсы, проекты и мероприятия — начинают подстраиваться под современные профессии и запросы работодателей.
Тренд № 2. «Умные» платформы
Методы обучения по трендовым направлениям тоже меняются. Офлайн соединяется с онлайном, школьные учителя работают наравне с цифровыми, после уроков ребенок уходит в виртуальный мир Интернета.
Именно там появляется все больше «умных» образовательных платформ. И это не просто сайты с курсами, а целые виртуальные пространства.
Внутри них уже сейчас работают разные алгоритмы, которые помогают обучаться эффективно. Так сказать, выстраивать дизайн карьеры. Представьте, что платформа сама подстраивается под ваши запросы и предлагает план действий. Какие курсы пройти, на какие мероприятия сходить, для какой компании выполнить проект — все это спланирует для вас искусственный интеллект. Такая платформа уже работает в России — MyTrack помогает более чем 10 тысячам школьников построить свой путь.
Тренд № 3. Индивидуализация ребёнка
«Хочу в космос. А как туда попасть?».
«Нравится снимать интересные видео, но компьютерная графика — это недостижимо…».
Простые хотелки, которые мы слышим от детей. Эти хотелки — основа профессионального пути. Но как превратить интересы во что-то большее — с этой задачей не могут справиться ни родители, ни ребенок. Однако «умной» платформе под силу и это.
Итак, мы имеем новый цифровой инструмент, и можем увидеть, как происходит индивидуализация ребенка. Вы подумали: опять вы о занятиях с репетитором и о тесте на профориентацию. Нет, это уже давно в прошлом.
Теперь все намного проще (и сложнее одновременно!). Ребенок заходит на платформу, указывает свои интересы и выбирает пару бесплатных курсов, которые ему интересны. Что делает в это время платформа? Она анализирует все его действия и подстраивает дальнейшее обучение под запросы ребенка. Такая траектория мало того, что неповторима — она еще и эффективна: шаг за шагом ребенок будет изучать контент на основе формирующихся навыков. И в его доступе будут сотни, а то и тысячи материалов со всей России.
Здорово? Не то слово!
Тренд № 4. Бизнес – участник образования
А где же все это время был бизнес? Раньше он стоял после вуза, на высокой недостижимой ступеньке. Но не так давно стали появляться цифровые сообщества, в которые входят школьники, студенты, преподаватели и … бизнес!
Такое сообщество — не только возможность общения и обмена опытом, но и место, где школьник или студент может профессионально обучаться и подтверждать свои навыки на практике, прямо здесь, на сайте. Как это возможно? Благодаря бизнесу. Ведь теперь он — крупный участник образования.
Представьте, что кто-то разместил бизнес-заказ на сайте, и вот уже десятки, а то и сотни пользователей начинают выполнять работу для его компании. И все в плюсе: у компании много уникальных решений, а у ребенка — весомый опыт и готовый проект.
Как оказалось, бизнес может влиться в образование даже на этапе средних классов. Предприниматель не готов брать на работу выпускника вуза без опыта работы, — значит нужно заранее задуматься о подготовке своего будущего кадрового резерва. Для этого компании не нужно заниматься прямым образованием как таковым. Она делает это косвенно. Например, размещает свои мероприятия, курсы или заказы на образовательном маркетплейсе.
Тренд № 5. Цифровое портфолио
«Ого, первый проект готов! А еще у меня есть парочка пройденных курсов, олимпиада и несколько челленджей».
И это всего лишь 12-летний ребенок. Но какое хорошее начало для его портфолио!
Да, начинать готовить свое резюме теперь надо с 11-12 лет. И лучше — в цифровом виде. Тогда в 18 лет его можно смело использовать в реальности. Например, осознано поступить в вуз, имея колоссальный опыт и теоретическую базу. Или вообще пойти прямиком на работу (не секрет, что Маша с опытом работы будет привлекательнее, чем Ваня с красным дипломом).
Или можно прыгнуть еще выше и начать стартап. Собрать команду самому (вспоминаем про цифровое сообщество) или стать частью большого проекта от бизнеса.
Каждый учебный год меняет школьную систему. Сложнее всего приходится учителям, которые должны быть мобильными и быстро подстраиваться под тренды.
А что сказать про школьников? Они-то как раз легко адаптируются к новшествам, и даже рады тому, что школа становится интереснее, технологичнее и реальнее по отношению к миру.
Ведь школа — это «надо», а не «хочу». Но что, если на обычных уроках, помимо математики, географии и истории, дети будут изучать цифровую журналистику — и писать лонгриды; узнавать о мобильной медицине — и придумывать новые гаджеты для врачей; погружаться в допреальность — и создавать приложения. Тогда школа станет совсем другим местом. Она перестанет казаться ребенку бесполезной — потому что он почувствует себя в ней профессионалом. Сегодня — дизайнером, завтра — программистом или робототехником. В 12 лет у ребенка нет никаких границ, он уже владеет столькими навыками, что взрослые и представить не могут.
Может быть, школьник еще не понимает, что хочет быть мультикомпетентным. Но тренды уже изменили его сознание . Пришла пора меняться и образованию.