29 подписчиков

Управляй через наблюдение. О чем расскажет переговорная комната

Давайте представим группу людей в переговорной комнате. Все они члены одной организации приблизительно одного уровня.

Что мы сможем узнать об организации, наблюдая за их коммуникацией друг с другом?

Как в организации выстроена система роста и развития, наказаний и поощрений, поддержки и соперничества и многое другое.

В целом нам важно, может ли вообще эта группа быть рабочей группой?

Фото автора: Анна Болсуновская
Фото автора: Анна Болсуновская

А для этого нам нужен эксперимент. Запустим в эту комнату "лидера"- назначенного руководителя и посмотрим, что будет происходить. Насколько выросло напряжение в группе? Что с ней произошло?

Возможно, мы стали свидетелями одной из распространенных стратегий, которые делают группу неэффективной.

Стратегия "Выделение героя \ козла отпущения". Всегда найдется тот, кто отважно вступит в схватку, надеюсь, интеллектуальную, с лидером и парализует активность группы. Группа замирает и не функционирует, ожидая, чем закончится «бой». Может,чем поживиться удастся?

Вариант с «козлом отпущения» тоже довольно распространен - «изолировать» одного из участников группы: не брать в игру, перебивать, не отвечать на его вопросы, игнорировать, высмеивать. Похоже на буллинг, не правда ли? И результат такой же. Группа боится оказаться на месте "козла", а страх не особо помогает росту эффективности.

Стратегия «Зависимость» очень популярна: часто выражена в виде неопределенного недовольства, неявной критики, обращаемой к лидеру как требование, чтобы он это как-то исправил: «Я не понимаю, что именно не так, но что-то не так, мне не нравится, исправь это». Я рискну предположить, что это периодически возникающее в группе переживание «бессилия», «беспомощности», которое эвакуируется при помощи требования перемен, но чужими руками. Перемен требуют наши сердца, но рыба же гниет с головы, поэтому мы посидим и подождем, пока "Папа" все починит.

Стратегия «Бегство (уход)» — традиционный механизм реагирования на стресс, может выражаться как отвлечение внимания на телефон, отсутствие, молчание. Самый частый способ реагирования в группе, например, на совещаниях. Понаблюдайте за коллегами.

Стратегия «Борьба» (друг с другом, не с лидером) может выражаться через, например,

  • Жадность: "мой отдел эту проблему решил, но я с тобой не буду делиться решением.
  • Обесценивание: "Твоя проблема не важна. Зачем на это тратить время. Ерунда".

Важно понимать, что стратегии борьба-бегство, идут в паре и разрешаются парно: нельзя исправить половину.

Стратегия «Образование пар» — может выражаться как параллельная болтовня во время того же совещания, образование коалиций (дружить против кого-то) - довольно безобидна на первый взгляд, но отнимает ресурс у группы в целом.

Если мы обнаруживаем эти стратегии, важно признать, что несмотря на попытки группы сотрудничать, уровень групповой культуры — нацеленность на совместную работу, желание поработать на благо отстающего и т.п. — окажется довольно невысок.

Мы помним, что группа оценивается по самому слабому игроку, а если участники не особо включают слабых игроков в зону внимания, это приводит к падению мотивации. Я рассчитываю только на себя, и когда мой ресурс истощится… Продолжите эту мысль.

Обычно, как только ресурс каждого участника группы начинает понижаться, он возвращается к автоматизмам - привычным формам взаимодействия, то есть к иллюзии стабильности и безопасности.

Именно групповое взаимодействие помогает в такие моменты сохранить движение в зоне развития, если группа рабочая.

Иначе все может произойти ровно наоборот, когда сами участники группы разрушают группу, чтобы подтвердить некое убеждение о том, что ничего не изменится. Такое убеждение обладает особой притягательностью, поскольку создает ощущение контроля.

И вот мы возвращаемся к нашей группе, которая выстраивает коммуникацию. Что мы можем сказать о большой группе(организации) по малой группе (выборке, нескольким членам организации)?

Что их стратегии взаимодействия могут рассказать нам:

  • О ценностях и целях организации?
  • О том, какой смысл им раз за разом собираться в этой комнате? В других комнатах? Делать свою работу интереснее, качественнее?
  • Возможно ли вообще получать от работы удовольствие вместо стресса?
  • Возможно ли достижение успеха с тем стилем взаимодействия, который сложился в организации и транслируется на самых разных уровнях?

Мне думается, тут есть о чем подумать.

Автор: Анна Болсуновская

Ссылка на Клуб Экспертов: https://tofindexperts.ru