Что посмотреть в Дели? Часть 1. Гробница Сафдарджанга, гробница Хумаюна, парк Сандер

382 прочитали

С 1 января начался наш забег по достопримечательностям Дели. И когда я говорю "забег", я именно его и подразумеваю, потому что все, что я указала в названии статьи - неполный список того, что мы успели посмотреть за первую вылазку в Дели.

Что ж, поехали!

В комплексе "Гробница Хумаюна". Из личного архива
В комплексе "Гробница Хумаюна". Из личного архива
Меня зовут Наташа, а моего супруга — Викрам. Я всю жизнь прожила в России, а Викрам приехал сюда из Индии учиться и работать. Мы познакомились в 2018 году (об этом можно почитать в галерее «Наша история» по ссылке: https://dzen.ru/suite/8bd8c279-3568-47fb-be97-bca5639af346), а поженились в 2021.
На этом канале я рассказываю о том, каково это — строить отношения с человеком из другой страны, и о далекой, удивительной и непохожей ни на что Индии.
А еще у меня недавно появился телеграм-канал: https://t.me/indorussian. Там больше фотографий и уникального контента. Присоединяйтесь!

Когда я была маленькая, мама читала нам книги, в том числе про Индию. В них, как водится, было много картинок и фотографий, и среди прочих попадались и памятники архитектуры. Тогда они казались мне сказочными дворцами, а на самом деле они были гробницами Великих Моголов.

На всякий случай дам небольшую историческую справку. Великие Моголы - мусульманские завоеватели, которые под началом потомка Тамерлана - Бабура - в начале 16 века смогли завоевать территории нынешних Афганистана, Пакистана, Бангладеша и Индии. На тот момент Индия была разделена на несколько княжеств, и объединиться против могольской армии никак бы не смогла.

Могольские правители смогли объединить княжества, поднять экономику нового государства, а еще они оставили после себя огромное количество памятников архитектуры, в которых сочетаются персидский и индийский стили.

Гробница Сарфарджанга. Из личного архива
Гробница Сарфарджанга. Из личного архива

Гробница Сарфарджанга - одна из самых знаковых достопримечательностей Дели. Удивительно, что сам мавзолей был построен в честь не падишаха того времени, а его премьер-министра, в 1754 году.

Когда я его увидела, я еще не знала, что впереди меня ждет нечто большее, поэтому даже от вида этого памятника у меня слегка захватило дух: ведь он был точь-в-точь, как на картинках из тех самых книг, которые нам читала мама!

Гробница Хумаюна. Из личного архива
Гробница Хумаюна. Из личного архива

Из неприятных моментов: оплатить наличными билет за вход нельзя, только онлайн. А привилегии платить онлайн в других странах мы сейчас, увы, лишены. Поэтому Викрам поступил по-старинке: дал взятку охраннику.

После этого я настояла на том, что неплохо было бы перекусить, и мы отправились в совершенно чудесное место (и это не сарказм) - Andhra Bhavan Canteen, столовую, которую вообще-то открыли для работников одного из посольств рядом, но куда ходят теперь и кушают все, кому не лень :)

Концепт столовой такой: платишь 180 рупий за комплексный ланч, выбираешь место, получаешь пустой поднос для еды, а дальше... дальше начинается самое веселое. Между столами курсируют работники столовой с разными кастрюльками и подкладывают вам еды до тех пор, пока вы не завопите: "Довольноооо!". То есть за 180 рупий вы получаете безлимитную еду, в которую входят: тамариндовый рис и папад (лепешка из чечевичной муки), керд (местный аналог йогурта), капуста с овощами, дал, рагу из овощей, не очень острое чатни (пряная овощная смесь в данном случае, самый близкий аналог - аджика, только тут огромное количество разновидностей чатни), белый рис, пури (лепешки из белой муки, жаренные во фритюре), индийская халва из манки с орешками, самбар и что-то еще в двух катори и вода. Я еще отдельно брала креветки.

Так выглядели наши подносы до раздачи риса и пури в этой столовой (на подносе пока только папад и тамариндовый рис, Викрам пояснил, что с них начинают трапезу). Из личного архива
Так выглядели наши подносы до раздачи риса и пури в этой столовой (на подносе пока только папад и тамариндовый рис, Викрам пояснил, что с них начинают трапезу). Из личного архива

В общем, место для тех, кто хочет дешево и сердито покушать от пуза (даже мой слабенький и капризный живот нормально на него отреагировал). Кстати, на трипадвайзоре у этого места достаточно высокая оценка.

После еды мы поехали в парк Сандер, который начали возводить вокруг памятников опять же могольской архитектуры в 2008 году, а закончили в 2015. Как объяснил мне Викрам, сейчас это место стало вроде нашего Парка Горького: люди приходят туда семьями гулять и отдыхать на природе, устраивают пикники. В самом парке есть множество потайных мест, до которых не добираются гуляющие (а мы, конечно же, до них добрались).

Карта парка Сандер. Из личного архива
Карта парка Сандер. Из личного архива

Там бегают белочки, по стенам скачут краснопопые макаки, а над головами летают огромные салатовые попугаи, которые привели меня в состояние буйного восторга, но которых я так и не смогла толком сфотографировать. Там же, в парке, работают кафе, в которых можно поесть и привычную иностранцам, и местную еду с видом на озеро.

Моя жалкая попытка сфоткать попугая. Просто поверьте на слово: вот это смазанное пятнышко впереди и есть попугай. Из личного архива
Моя жалкая попытка сфоткать попугая. Просто поверьте на слово: вот это смазанное пятнышко впереди и есть попугай. Из личного архива

Затем мы буквально побежали из парка смотреть еще один памятник могольской архитектуры, находящуюся к тому же в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, - гробницу Хумаюна. У нее очень интересная история: как и Тадж-Махал, она была построена в честь умершей любви, но в этом случае ее строил не мужчина, а женщина - вдова погибшего императора Империи Великих Моголов Хумаюна. Кстати, даже внешне она немного напоминает знаменитый Тадж-Махал.

Гробница Хумаюна. Из личного архива
Гробница Хумаюна. Из личного архива

Строительство началось, по данным источников, в 1562 году, а закончилось - в 1571. Место безумно красивое и живописное, в котором даже несмотря на толпы посетителей можно найти уединение. У меня почему-то там возникла стойкая ассоциация с нашим парком "Царицыно", хотя, конечного, ничего общего у них нет и быть не может.

В отличие от гробницы Сарфаджанга, гробница Хумаюна в разы больше и величественнее. Она окружена не просто садом - символом Рая, - а огромным парком, в котором даже хозяйственные здания вроде домика охраны смотрятся величественными дворцами. Нам повезло: несмотря на то, что дальние сооружения и бастионы охрана начала закрывать за час до закрытия самого комплекса, мы успели обежать, посмотреть и сфотографировать все точки на туристической карте.

Мы с Викрамом. Из личного архива
Мы с Викрамом. Из личного архива

Что неприятно удивило, так это то, что для местных вход 50 рупий, а для иностранцев - 600. Правда, потом я поняла, что это особая фишка Индии: разница в цене для местных и для иностранцев в некоторых местах достигала 15 раз.

Закончив с достопримечательностями, мы снова вернулись в парк Сандер и просто немного погуляли, встретили закат и выпили масала-чай (куда же без него), чтобы немного согреться.

В конце дня у меня осталось чувство странного умиротворения: не потому, что мы все успели, а потому, что все-таки что-то мистическое есть в подобных местах. Они удивительным образом располагают к тому, чтобы обрести душевный покой (хотя бы на некоторое время).

А вы знали об этих памятниках индийско-персидской архитектуры?

Пройдите по ссылкам ниже и подпишитесь на канал, чтобы не потерять его из ленты
Пройдите по ссылкам ниже и подпишитесь на канал, чтобы не потерять его из ленты

Подписаться на канал

Подписаться на телеграм-канал