42,8K подписчиков

Эрих Хеккель

146 прочитали

Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой. Немецкий художник был не только одним из лидеров экспрессионизма, но и стал неформальным вождем объединения «Мост», которое собрало под свое крыло самых противоречивых немецких мастеров.

Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.
Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-2
Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-3

Однако «Мост» был далеко не первым детищем живописца. Еще сидя на школьной скамье, Хеккель организовал кружок «Вулкан», в котором собрал всех рисующих и обсуждал с ними теорию искусства. Несмотря на то, что Эрих с головой ушел в творчество, он сделал «логичный» выбор и поступил в Дрезденский технический университет, где осваивал профессию архитектора. Там молодой человек впервые продемонстрировал свои незаурядные лидерские качества, нашел четырех единомышленников и выступил организатором того самого знаменитого объединения «Мост». Эрих стал единственным, кому удалось скоординировать стилевую систему группы и удержать в рамках ее стихийность.

В те годы Хеккель учился живописи по большей части самостоятельно, а формирование индивидуального стиля художника было связано с его увлечением постимпрессионизмом
Сезанна и творчеством мастеров XVI века.

Особенно ярко это проявилось на картинах «Саксонская деревня» и «Кирпичный завод», выполненных то быстрыми, расплывчатыми мазками, то четкими, продуманными линиями.

Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-4
Живопись | Эрих Хеккель | Кирпичный завод, 1907 © Artifex.ru
Живопись | Эрих Хеккель | Кирпичный завод, 1907 © Artifex.ru

Самые внимательные исследователи позднее подчеркивали характерную особенность манеры Эриха Хеккеля, которая не выходила за рамки догматизма - в отличие от того же Отто Мюллера.

Хеккель был в числе тех, кто декларировал одним из принципов творческого объединения «Мост» особый «групповой стиль». И он же был тем, кто более других придерживался строгости и был скуп на цветовые поиски. В первых работах художника наблюдаются типично «мостовские» детали. Эрих Хеккель писал контрастными цветами и угловатыми формами с внутренними надломами и сдвигами не только свои пейзажи, но и даже обнаженную натуру. Поэтому на картинах «Купальщицы в камышах» и «Две девушки у воды» можно без труда разглядеть пикантные женские и даже мужские образы, выполненные раздельными и динамичными мазками.

Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-6
Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-7
Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-8

Параллельно Хеккель увлекался гравюрой на дереве, проявлял интерес к традиционному африканскому искусству и «золотому фонду» русской классической литературы. В попытках рассказать о любви к книгам художник написал картину «Чтение вслух», три героя которой явно увлечены какой-то вымышленной историей.

К тому времени его манера письма стала меняться. Причинами для этого послужили его контакты с представителями объединения «Синий всадник» и воздействие кубизма. Рисунок Хеккеля стал более жестким, а цвета приобрели холодность и строгость. Уроки самых именитых мастеров Эрих трактовал исключительно по-своему, и постепенно это нашло отражение в кристаллических формах картины «Стеклянный день», основная сложность которой заключается в изображении пересекающихся лучей.

Живопись | Эрих Хеккель | Стеклянный день, 1913 © Artifex.ru
Живопись | Эрих Хеккель | Стеклянный день, 1913 © Artifex.ru

Но в годы Первой мировой войны манера Хеккеля вновь претерпела изменения. В 1914 году художник добровольцем ушел служить в санитарную часть. На фронте Эрих стал свидетелем трагических событий, а близость страшной смерти, будто преследующей по пятам, пробудила в Хеккеле тягу к теплу, уюту и гармонии. Картины военного периода были наполнены пацифистским содержанием и не играли роль иллюстраций событий с фронта.

Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-10
Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой.-11

Художник рисовал незамысловатые пейзажи, такие как «Озеро» и «Весна», написанные в первый и последний годы Первой мировой. На этих полотнах обязательно светит солнце, цветут лужайки и все говорит о необходимости отказа от войны.

Свое же внутреннее состояние после нескольких лет службы художник изобразил в знаменитом «Автопортрете».

Живопись | Эрих Хеккель | Автопортрет, 1918 © Artifex.ru
Живопись | Эрих Хеккель | Автопортрет, 1918 © Artifex.ru

Затем в жизни Эриха Хеккеля начался период простой жизни между двумя войнами. Он продолжал свои искания в искусстве, успел жениться и завести несколько полезных знакомств. А уже с 1930 года для художника началось время «новой вещественности». Хеккель быстро пристрастился к столь модному в те годы стилю, за что и был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства».

Примерив клеймо последователя «искусства вырождения», Хеккель приговорил себя к затворничеству в собственной берлинской мастерской. Но она была разрушена в 1944 году во время бомбардировки, и художнику пришлось переехать в Хемменхофен.

Он уже был равнодушен к новейшим течениям живописи и просто варьировал излюбленные мотивы, что и продемонстрировал при написании картины «Девушка, играющая на лютне», которая стала своеобразным творческим возвращением художника к истокам.

Живопись | Эрих Хеккель | Девушка, играющая на лютне, 1945 © Artifex.ru
Живопись | Эрих Хеккель | Девушка, играющая на лютне, 1945 © Artifex.ru

После Второй мировой войны Эрих Хеккель много путешествовал по Европе и писал наполненные спокойствием пейзажи, в которых всячески играл с различными мотивами и стилями.

Долгое путешествие художника по творческим просторам навсегда закончилось 27 января 1970 года в городе Радольфцель.