Найти тему
Книжный Моль

Серебряный век WEIRD TALES (ч.1)

Приветствую, друзья-книголюбы!

В этой статье я предлагаю вам первую часть материала, посвященного позднему периоду "уникального журнала" Weird Tales (1940-1954)!

И да, всех дочитавших в конце ждет небольшой бонус)

1940 год принято считать концом «золотого века» Weird Tales. И этому есть сразу несколько объективных причин. В 1936 году, не справившись со смертью матери, сводит счеты с жизнью один из главных авторов журнала, создатель легендарного Конана-варвара, Роберт Ирвин Говард. Вскоре вслед за младшим товарищем – в 1937 – умирает и другой знаковый писатель, чья фигура во многом являлась центральной и объединяющей для писательского и читательского сообщества раннего Weird Tales, – Говард Филлипс Лавкрафт. Кроме того, в связи с финансовыми трудностями, в 1938 году журнал меняет владельца. Прежний, Джейкоб Кларк Хеннебергер, продает Weird Tales Уильяму Делани, издателю журнала Short Stories, что влечет за собой переезд редакции в Нью-Йорк и кадровые изменения в редакторском составе. В помощь неизменному главному редактору Weird Tales, Фэрнсуорту Райту, чьи профессиональные чутье и видение на протяжении полутора десятка лет определяли художественный и литературный облик журнала, Делани назначает Дороти Макилрайт, на тот момент уже заведовавшую литературной частью все в тех же Short Stories. Наконец, в 1940 году, по причине неуклонно ухудшающегося здоровья, Райт окончательно отходит от дел, и, начиная с апрельского номера, Макилрайт полностью принимает руководство журналом на себя.

Дороти Макилрайт
Дороти Макилрайт

Дороти Макилрайт родилась в Онтарио, Канада, 14 октября 1891 года. После окончания колледжа в Макгилле в 1914 году она переехала в Соединенные Штаты и работала в компании Doubleday, в конечном итоге став помощником редактора журнала Short Stories, который принадлежал компании Short Stories, Inc. К моменту, когда Макилрайт получила бразды правления Weird Tales, она была уже опытным редактором, но имела достаточно слабое представление о «странной фантастике», которая и составляла основное содержание журнала. К тому же, в отличие от Райта, бывшего практически первопроходцем на ниве журнальных ужасов и фэнтези, ей пришлось столкнуться с ощутимой конкуренцией со стороны других изданий, вслед за Weird Tales принявшихся осваивать неразработанное поле «рассказов о странном». Поэтому к началу сороковых стало вполне очевидно, что Weird Tales утратил свои лидирующие позиции в этой области, и мог именоваться «уникальным журналом», как продвигал себя изначально, лишь условно и по старой памяти.

Стараясь как-то изменить сложившуюся ситуацию, Макилрайт предприняла несколько организационных шагов. Во-первых, под лозунгом «Только новые истории – никаких переизданий» она отказалась от практики перепечатки произведений из журнальных архивов. (Это была одна из редакторских уловок Райта, позволявшая ему экономить бюджет, включая в номера классические и ранее издававшиеся вещи, которые не требовали выплаты гонорара). Впрочем, некоторые исследователи считают данное решение весьма спорным, так как оно ограничило доступ фанатов журнала ко многим произведениям «о которых они много слышали, но не могли прочитать». Также Макилрайт произвела ревизию нелитературных разделов. Именно с ее подачи из Weird Tales исчез раздел «Это случилось со мной…», в котором простые читатели делились своим реальным опытом соприкосновения с чем-то паранормальным и сверхъестественным. Кроме того она значительно сократила колонку с читательскими письмами, а как альтернативу ей открыла «Клуб Weird Tales», представлявший собой весьма сомнительное начинание, единственным весомым плюсом которого являлось то, что разбросанные по стране поклонники журнала получили возможность напрямую обмениваться друг с другом письмами.

Что касается литературной части, то здесь тоже не обошлось без изменений. Будучи изначально редактором нефантастического журнала, Макилрайт взяла курс на более высокое общелитературное качество печатаемых историй, уделяя особое внимание психологизму и атмосфере, и почти полностью отказавшись от чисто приключенческих вещей. Также она отошла от практики издания крупных произведений (сделав исключение лишь для Лавкрафта), что скорее пошло журналу на пользу, потому как, даже во времена Райта, романы, печатавшиеся в Weird Tales, не отличались высоким качеством и всегда на порядок уступали соседствовавшим с ними повестям и рассказам.

Роберт Блох
Роберт Блох
Фриц Лейбер
Фриц Лейбер

Впрочем, несмотря на все перемены, многие из прежних популярных авторов Weird Tales продолжали сотрудничество с журналом. На его страницах, как и прежде, появлялись свежие истории от Сибери Квинна, Августа Дерлета, Роберта Блоха, Эдмонта Гамильтона. Но также Макилрайт открывала и новые таланты. Фриц Лейбер, Теодор Старджон, Фредрик Браун, Рэй Брэдбери. (Дебютный сборник последнего – «Темный карнавал» – почти на треть состоял из рассказов, впервые увидевших свет именно на страницах Weird Tales.) В преимущественно мужской компании появилось и несколько женских имен – Мэри Элизабет Конселман, Элисон В. Хардинг, Маргарет Сент-Клер.

Окончание следует...

И, как обещал, БОНУС!

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь и ставьте лайки!