3,4K подписчиков

И.С.Бах - Органная книжечка хоральных прелюдий.

   Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах. Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха относятся к величайшим художественным достижениям в истории европейской музыкальной культуры.

Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха относятся к величайшим художественным достижениям в истории европейской музыкальной культуры. Такие произведения Баха, "Токката" и "Фуга ре минор", "Органная месса", "Хоральные прелюдии" - произведения, изумляющие и покоряющие каждое новое поколение человечества, украшают репертуар органистов всего мира.

Известно что Бах, превосходно владевший искусством игры на многих инструментах, отдавал особое предпочтение органу. В непосредственном общении со знаменитыми органистами того времени - Г. Бёмом, Д. Букстехуде - Бах постигал тайны величественных органных импровизаций в городских библиотеках, разыскивая старую органную литературу, изучал опыт немецких мастеров XVII века. В особенности С. Шейдта и Г. Шютца. С увлечением перекладывал для органа сочинения нового для него концертного стиля - оркестровые произведения А. Вивальди, Б. Марчелло, А. Корелли. Наконец, с органом Баха связывали долгие годы службы церковным органистом во многих немецких городах.

Слава Баха как органиста-виртуоза была столь велика, что даже в трёх маленьких городках, где царил особо мрачный дух провинциализма и религиозного ханжества, подавлявший творческий гений Баха-композитора, его почтительно именовали "господином Иоганном Бахом - знаменитым органистом".

Значительную часть органного наследия Баха составляют "Хоральные прелюдии", в которых композитор, используя лучшие достижения предшественников находит своё, глубоко своеобразное решение жанра. Среди них особое место занимает "Органная книжечка" ("Orgel Buchlein") - это сборник небольших прелюдий на важнейшие хоралы церковного года.

Работа над сборником началась в Веймаре, где Бах в течение девяти лет (с 1708г. по 1717г.) занимал должность придворного органиста, продолжалась в Кетене, но так и осталась незаконченной из 164 задуманных Бахом прелюдий, написано боло всего 45.

Предполагая, использовать в дальнейшем сборник в педагогических целях. Бах отмечает своим почерком на титульном листе:

- "Органная книжечка, в которой даны представления начинающим органистам, как проводить всевозможными способами хорал, а так же упражняться в педали; при этом в помещённых здесь хоралах педаль надо рассматривать как обязательную. Во славу всевышнему. ближнему на поучение".

Между прочим по своему художественному значению "Органная книжечка" выходит далеко за рамки инструктивного педагогического пособия. Каждая прелюдия из сборника - это образец вдохновенного лиризма самого маэстро.

Вот так пишет о Бахе крупнейший исследователь творчества композиторов А. Швейцер:

- "Именно в этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха. Он хотел написать простые упражнения для обучающихся музыке, а создал такие творения, содержание и дух которых тот, кто раз сыграл их, уже не может забыть, и к которым возвращается, находя в них всё новые и новые поэтические откровения"

"Органную книжечку" называют словарём музыкального языка Баха. Многое, впервые найденное в ней, станет характерным в более поздних хоральных обработках, в кантатах, в монументальных баховских "Пассионах".

Рождение жанра хоральной прелюдии, в большей мере специфического для Германии и почти неизвестного в других странах Западной Европы, связано с мощным социальным и религиозно-политическим движения начала XVI века - Реформацией.

Мартин Лютер, осуществляя демократические преобразования в церкви, изнемогавший под бременем католицизма, положил в основу литературного обряда протестантский хорал. Его простые и строгие напевы, восходящие к народным песням и духовным гимнам, передавали суровую и мужественную убеждённость лютеранских общин, объединявшихся в годы национально-освободительных войн.

Протестантский хорал становится важнейшей художественной основой органного искусства. В практике органистов хоральные напевы неизменно составляли фундамент импровизаций и органных фантазий, которыми сопровождался обычно литургический обряд. Так возникла в немецкой музыке традиция "прелюдирования на хорал" - то есть хоральная обработка, существовавшая на протяжении двух с лишним столетий вплоть до Баха.

Главная цель органистов - раскрыть в звуках основную поэтическую мысль хорала, то настроение, которое заложено в его тексте. В поисках самых совершенных средств выразительности композиторы обращались к достижениям светского искусства, прежде всего итальянского. Именно в Италии, где с начала XVII века зарождался новый, монодический стиль - под названием Опера, музыка уже умела предавать интонации эмоционально выразительной человеческой речи и психологические детали поэтического образа.

Каждый композитор обрабатывал хорал по своему вкусу, сообразно своим творческим возможностям.

  • Наиболее распространенной в те времена была полифоническая обработка: отдельные фразы хоральной мелодии, сменяя друг друга, поочерёдно проводились в разных голосах, в разных регистрах. Одновременно с этим в верхнем голосе звучал хорал в своём первозданном облике, объединяя общее имитационное движение в одно стройное целое. Такова была манера И. Пахельбеля.
  • Другие композиторы: И. Рейнкен и Г. Бём - предпочитали давать хоралу простое аккордовое сопровождение. Зато сама хоральная мелодия растворялась в обильных украшениях и причудливых звуковых арабесках, либо трактовалась в ариозно-декламационном стиле, таком как патетический речитатив.
  • Наконец, третьи понимали хоральную прелюдию как свободную органную фантазию, в которой хорал служил отправной точкой для вдохновенной импровизации. Отдельные мелодические фразы хорала, лишь изредка вплетаясь в изменчивую музыкальную ткань, поддерживали единство художественной формы. Таковы были хоральные обработки Д. Букстехуде.

Бах, гениально преломивший сквозь призму своей фантазии ораторски-приподнятый и пышный стиль Букстехуде, пластичность и отточенность Пахельбеля, виртуозное и патетическое искусство Бёма, в вопросах художественной формы опирался на опыт этих мастеров. У них он учился сам, их искусству хотел научить других.

На рубеже XVII - XVIII веков, когда повсюду в Западной Европе утвердилось светское искусство, когда стремительно развивалась опера, Германия ещё оставалась в тяжком плену религиозных представлений, давно утративших мятежный дух первых лет реформации. В стране, раздираемой бесконечными провинциальными распрями немецких князей, церковь оставалась единственной централизующей государство силой, которая руководила всей общественной жизнью страны, властно направляла политические и художественные умы к утверждению собственного господства. Непреложные догмы церковной эстетики, отталкивающие от себя всякие влияния светского искусства, тяготили и сковывали тех немецких композиторов, которые продолжали сочинять церковную музыку. Жанр хорального прелюдирования, где фантазии композитора предоставлялась наибольшая свобода, почти исчез, казалось, из практики органистов.

В сентябре 1720 года столетний Рейнкен, услышавший в одной из церквей Гамбурга импровизацию Баха на хорал "...Auf der Tiefe rufe ich" ("Из бездны взываю я"), сказал ему:

- "Я думал это искусство умерло; теперь я вижу, что оно живёт ещё в вас".

Основой для текстов протестантских хоралов служили христианские легенды. Однако Баха никогда не занимала внешняя, чисто событийная строка сюжета. Философ и вдохновенный лирик, он искал в библейских историях повод для размышления, для создания определённого настроения. В легенде о жизни Христа Баха волновали прежде всего вопросы общефилософского и этического характера: человеческая жизнь и смерть, темы самопожертвования, страдания и сострадания и другие им подобные темы. И в музыке Баха, раскрывающую ту или иную мысль, с искренней теплотой повествующей о человеческих радостях и горестях, нет ничего догматически церковного, тем более мистического - как в самом характере её, так и в средствах выразительности. Тончайшая гамма человеческих чувств и переживаний воплощается с величественной простотой и совершенством.

Не удивительно, что официальные церковные круги отвергали баховское искусство. Господину Иоганну Баху постоянно ставили на вид, что в хорале он играет много странных вариаций и вводит много чужих тонов, чем приводит в немалое смущение общину. Отчасти поэтому "Органная книжечка", разделив судьбу многих других сочинений великого кантора, почти на столетие была передана полному забвению. Выдающийся немецкий композитор оставался в глазах современников только знаменитым органистом-виртуозом.

По сравнению с другими хоральными обработками, особенно с монументальной "Органной мессой", прелюдии из "Органной книжечки" - произведения скорее камерного плана, некоторые из них едва насчитывают 8-10 тактов. Преобладающие в прелюдиях образы проникновенного лиризма, мирской, земной радости или глубокой внутренней сосредоточенности исключают торжественно виртуозный стиль изложения. И действительно, мы почти не встретим в цикле монументальных, собранных звучаний органа, подавляющих своей грандиозностью и праздничным великолепием. Тем удивительнее то мастерство, то художественное совершенство, с которым Бах раскрывает великое в малом.

Хоральные прелюдии из "Книжечки", в отличии от других органных сочинений Баха, обнаруживают связь с жанрами вокальной музыки. Напев хорала неизменно проводится в том регистре органа, который напоминает тембр человеческого голоса в регистре флейты или гобоя. Остальные голоса - мелодии контрастные или напоминающие интонации самого хорала, - поэтически иллюстрируя его, превращая хорал из строгого и сурово-неторопливого песнопения то в скорбный монолог ариозно-декламационного характера, то в торжественную и радостную песнь.

Музыка на Виниловых Пластинках: Оригинальные издания и Переиздания: https://vk.com/vinyloriginalrepress