Найти тему
Русь Изначальная

Андрей Боголюбский и его друг епископ Феодорец: первая неудачная попытка отделения от Киевской митрополии

Получилось так, что Андрей Боголюбский как будто специально сдал своего друга Феодорца на расправу в Киев.

Источник: Яндекс-картинки.
Источник: Яндекс-картинки.

Феодорец был не из простого рода. Мало того, что он был каким то родственником боярина Петра Бориславова, так еще был и племянником Смоленского епископа Мануила. Звали его изначально Феодор. Потом когда он стал епископом Суздальским и Ростовским, его именовали Феодором Вторым. Враги же его именовали уничижительно - Феодорцом.

Не нуждался он в материальной помощи, потому как был: "рода велика и имеяше богатства много".

Этот церковный деятель остался в описании современников нрава: "злого, дерзкого, бесстыдного, телом крепок, для всех грозен и страшен".

В 1168 году игумен Феодор приехал на собор в Киев с предложением отстранить от сана действующего Киевского митрополита. Но безуспешно. Феодора это не остановило, у него были богатства с которыми он и отправился в Царьград, где "договорился" с Патриархом о назначении его Ростовским епископом. Так 16 июня 1170-го года игумен Феодор был хиротонисан в сан епископа в Ростове Великом. Впрочем его планы были далеко идущими, ему изначально хотелось стать Киевским митрополитом, на что не пошел Константинопольский Патриарх. Полагаю Феодор на сан митрополита мало "занес", хватило только на сан епископа.

Возвратившись на Русь, Феодор обосновался в городе Владимире. Андрей Боголюбский милостиво указал ему ехать к Киевскому митрополиту для благословения. Он же медлил с поездкой.

Через некоторое время в Киеве узнали о новом Ростовском епископе. После этого митрополит дал указание не признавать епископа Феодора и не принимать от него благословения.

Феодор разгневавшись проклял священников и закрыл церкви в городах Ростовской земли: "и не бысть пения нигде же". По официальным данным Феодор подверг хуле не только князя Андрея, но и Богородицу, людей же "всячески мучил".

Как пишут враги Феодорца, он боролся не только с простыми людьми, но и со знатными феодалами, а также со священниками. Феодор будучи феодальным землевладельцем имел свое небольшое войско. И с этим воинством он самолично разъезжал по усадьбам других знатных лиц. Не желающих расставаться с богатствами приколачивали гвоздями к воротам, забирали их именья, подвергали пыткам, надевали оковы и сажали в камеры. Обнаженные тела схваченных по его приказу жгли свечами, распинали, некоторых рассекали пополам, других варили в котлах живьем. Есть известия, что он и с женским полом особо не церемонился: «не точию мужи, но и жены честныя».

На просьбы князя прекратить непотребное, ростовский епископ отвечал отказом.

Тогда его заковали в кандалы и отправили в Киев к митрополиту. Слова не помогли укротить злой нрав Феодора. Митрополит отправил его на Песий остров на Днепре, для покаяния. После того, как Феодор не признал своей вины, и стал на острове нести свои проповеди, его отправили в Ростовскую землю для суда. Феодорца судило вече.

Епископу отрубили правую руку, отрезали язык и выкололи глаза. После чего с жерновным камнем на шее его кинули в Ростовское озеро. Это произошло 8 мая 1172 года. Сама казнь происходила на Вонючем болоте.

Но при этом есть и другая версия, которая несколько отличается от описанной мной выше.

Во-первых он был предан смерти скорее ранее 1172 года - в 1169-м году. Соответственно все даты в том, числе и о его посвящении в епископы патриархом также смещаются.

В-вторых, место казни и сама казнь несколько отличаются от изложенного ранее. Его казнили на Песьем острове, при этом после членовредительства ему отрубили голову. То есть не топили его в Ростовском озере и соответственно не везли в Ростовскую землю.

Если учесть вторую версию происходящего, то возникают некоторые соображения по этому поводу, а именно.

Феодорец и Андрей Боголюбский были изначально дружны и связаны общей идеей не только создания отдельной митрополии от Киевской, но и идеей возведения в митрополиты местного священника, из русских, а не грека.

Этому в истории Руси уже было два прецедента. В 1051-м году, когда при Ярославе Мудром в митрополиты был возведен Илларион. И в 1147-м году , при Изяславе Мстиславиче на Соборе избрали в митрополиты русского по происхождению человека - Клима Смолятича.

Кстати именно Юрий Долгорукий, отец Андрея Боголюбского, потом изгнал русского митрополита и на его место был посажен - грек.

Не было никакой необходимости везти Феодорца в Ростов, так как в то время Киев подчинялся Боголюбскогому, который взял его штурмом в 1169-м году. Кстати годы совпадают. Уж не брал ли Боголюбский с такой жестокостью Киев по причине казни его давнего политического друга - Феодорца?