Костёр революции и красный кит. Символизм в фарфоре Марии Лебедевой

427 прочитали

28 июня 1918 года, после выпуска в свет декрета Совета народных комиссаров о национализации крупных предприятий, Императорский Фарфоровый Завод был переименован в Государственный ФЗ, начался новый этап в жизни предприятия и всего русского фарфора

Блюдо "XV лет Октября" 1932 г., https://goskatalog.ru/
Блюдо "XV лет Октября" 1932 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой из сервиза "Старое и новое" 1922 г.,https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой из сервиза "Старое и новое" 1922 г.,https://goskatalog.ru/
Чашка с блюдцем из сервиза "Старое и новое" 1921 - 1922 гг., https://goskatalog.ru/
Чашка с блюдцем из сервиза "Старое и новое" 1921 - 1922 гг., https://goskatalog.ru/

Большинство старых сотрудников приняли идеи революции, нового строя и остались работать на ГФЗ, в тоже время появилось много новых художников и скульпторов. Сегодняшний рассказ об одной из них - Марии Васильевне Лебедевой (1895–1942) художнике-керамисте, графике

Блюдо "Телефонист" с надписью золотом "Мир человечеству, созидающему на развалинах прошлого"  1920 г.,https://goskatalog.ru/
Блюдо "Телефонист" с надписью золотом "Мир человечеству, созидающему на развалинах прошлого" 1920 г.,https://goskatalog.ru/
Блюдо "Кто не работает, тот не ест" 1920 г. https://goskatalog.ru/
Блюдо "Кто не работает, тот не ест" 1920 г. https://goskatalog.ru/
Блюдо "V годовщина Октябрьской революции" 1922 г.,https://goskatalog.ru/
Блюдо "V годовщина Октябрьской революции" 1922 г.,https://goskatalog.ru/
Тарелка изображением юношей, укладывающих кирпичи 1920-е гг., https://goskatalog.ru/
Тарелка изображением юношей, укладывающих кирпичи 1920-е гг., https://goskatalog.ru/

Мария родилась в Петербурге, художественное образование получила в школе Общества поощрения художеств, которую окончила в 1917 году, была ученицей Ивана Билибина. Во время обучения неоднократно ездила в командировки, как по России, так и за границу. А со своей школьной подругой Александрой Щекатихиной совершила поездку по северным русским городам

Сливочник из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Сливочник из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Чайник с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Чайник с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой из сервиза с изображением жанровых сцен 1934 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой с изображением цветочных гирлянд 1923 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница с крышкой с изображением цветочных гирлянд 1923 г., https://goskatalog.ru/

После Октябрьской революции 1917 года, Лебедева работала учителем рисования и художественным руководителем в детских клубах. В середине 1920х годов Мария Лебедева пришла на Государственный ФЗ

Тарелка "Красная звезда" 1920 г., диаметр 17 см. Продана за 240 тысяч рублей на аукционе https://ru.bidspirit.com/
Тарелка "Красная звезда" 1920 г., диаметр 17 см. Продана за 240 тысяч рублей на аукционе https://ru.bidspirit.com/
Миска с изображением лодки с матросом и красногвардейцем 1919 г., https://goskatalog.ru/
Миска с изображением лодки с матросом и красногвардейцем 1919 г., https://goskatalog.ru/
Блюдо "Орфей" 1921 г., https://goskatalog.ru/
Блюдо "Орфей" 1921 г., https://goskatalog.ru/

Одна из главных тем её работ – судьба личности на переломном этапе истории. Впечатления от столкновений двух эпох - мира старого с новым, где всегда побеждает новый. Лебедева расписывала фарфор главным образом сюжетными композициями с присутствием внутренней борьбы человека, при этом в них практически нет обычных символов Советской власти и кричащих лозунгов - её идеи раскрывались в замысловатых метафорах

Чашка с блюдцем "Синяя бабочка" 1920 г., https://goskatalog.ru/
Чашка с блюдцем "Синяя бабочка" 1920 г., https://goskatalog.ru/
Чашка. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Чашка. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Чайник. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Чайник. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Сахарница. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/

Темы и символика у Лебедевой были свои, с большинством художников не сходные. Многие её сюжеты, как события рассказанные очевидцами. Например "Костер революции" – изображение символического пламя, на котором сжигают старый мир, и одновременно тех костров, что горели на площадях и улицах Петрограда в 1917 году

Лоток "Костер" 1920-е гг., https://goskatalog.ru/
Лоток "Костер" 1920-е гг., https://goskatalog.ru/
Лоток "Дрова" 1921 г., https://goskatalog.ru/
Лоток "Дрова" 1921 г., https://goskatalog.ru/

В Блюде "Кит" мы видим такой сюжет: революция представлена в виде красной рыбы-дракона, которая рвет рыболовную сеть, за которой написано "Революция рвет сети предрассудков". На голове у рыбы - революции стоят три человека, один из которых похож на Ленина!? Внизу изображена розовая крыша здания, напоминающего Зимний дворец, рядом с которым стоят люди. В верхней части, перевернутый мир - там верхушки деревьев и простой народ. Все они смотрят на то, как происходит этот самый "прорыв" сетей предрассудков

Селедочница с надписью "Революция рвет сети предрассудков" (Кит) 1920-е гг. https://goskatalog.ru/
Селедочница с надписью "Революция рвет сети предрассудков" (Кит) 1920-е гг. https://goskatalog.ru/
Поднос. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/
Поднос. Из сервиза чайного на две персоны "Изгнание из Рая" 1922 г., https://goskatalog.ru/

Работы Марии Лебедевой экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках, среди которых Международная художественная выставка в Париже в 1925 году и выставки Русского искусства в Вене и Берлине в 1930 году. Работы Лебедевой уникальны и редки, они хранятся в главных музеях страны

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!