1. Музыка преодоления и победы (Мартин Лютер Кинг)
Друзья, как и обещала, выпущу несколько эссе о джазе, его возникновении и кое-что из истории. Когда-то мне приходилось сотрудничать с некоторыми интернет-ресурсами – популяризаторами джазового исполнительского искусства, писать для сайтов статьи по результатам поездок в качестве репортера на джаз-фестивали. Они регулярно проводятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, а уже практически в каждом крупном городе. Но сегодня я не стану утомлять вас перечислением незнакомых большинству названий коллективов, оркестров, солистов, исполнителей джаза, который настолько многогранен и многолик, что иногда и вы, и даже я, услышав джаз, нередко не можем определить правильно жанр. Попробуем немного восполнить пробелы в нашем знании музыки, вернее, ее особенного жанра – джаза.
All That Jazz - Janice Hagan:
Итак, более ста лет тому назад среди американских рабов-негров, гнущих под палящим солнцем черные спины на хлопковых плантациях, зародилась необычная ритмичная музыка, состоящая в основном из разнообразных барабанных звуков. Историки-музыковеды называют ее родоначальницей нынешнего джаза. Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка из Европы: и библейские псалмы, и гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом, отголоском музыкальной культуры старой Европы. И в ней не было новизны.
Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров тысячелетнего искусства игры на тамтамах и иных барабанах. Африканцы действительно на генетическом уровне обладали и обладают мастерством воспроизведения различных, часто очень сложных, ритмов, которые европейцу даются далеко не сразу – и воспринимать, и повторить. Пример полиритмии (одновременного сочетания двух и более ритмических рисунков в одном произведении):
Кроме ритма, американских мигрантов из Европы завораживала манера пения чёрных - замысловатость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Солист сливается с хором, а пение сопровождают выкрики, вздохи, голоса их пронзительны и полные чувств.
“Пусть воют”, - снисходили к пению рабов белые надсмотрщики, лишь бы работали. “Пусть воют, - разрешили и хозяева-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме каморок, их рук, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно и не вредит урожаю!”
Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и строить планы мести, готовить восстания”.
И поплыли над американскими южными штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые помогали рабам в непосильном труде. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.
Alan Lomax Recordings - Levee Camp Holler:
На сегодня всё. Тех друзей и гостей, кому тема джаза показалась интересной, я жду в следующих выпусках. Всем спасибо за внимание, я желаю вам здоровья и успехов на ваших каналах!
#jazz #polyrhythm #songsoftheslaves #hollers #джаз #полиритмия #ритмычерныхрабов #песнирабов # DukeEllington #дюкэллингтон #историяджаза #маринаартемьева