Нина Елизаровна живет по своим законам.
Законам честной бедности.
И ей все равно, какой на дворе век, порядки, моды и тренды.
Она твердо знает: нельзя воровать, подличать. Предавать и продавать своих.
Лезть по головам ради сиюминутной выгоды.
И этому она учит своих дочерей.
Лида более романтична, у нее нежная душа.
И высокое чувство ответственности.
Поэтому она чаще других выносит из-под бабушки судно. Верит сомнительному кавалеру и странной подруге.
Настя более приспособлена к реальной жизни.
Может постоять за себя.
И смотрит на вещи трезво.
Но не цинично.
Поэтому честно отдает матери стипендию.
А в трудной ситуации выбирает материнство.
У нее перед глазами отличный пример - собственная Мать-подруга.
Которая и новый купальник оценит. И вещи в отпуск дочери соберет. И поинтересуется, что за витамины она трескает. И в трудную минуту подставит плечо.
Такую мать, как говорится - дай Бог каждому.
Это Женщина-Скала.
Такую НИЧТО:
ни контролирующая Бабушка-тиран.
Ни муж с амбициями.
Ни муж, закладывающий за воротник.
Ни сорвавшееся свидание.
НЕ СЛОМЯТ.
Она на короткое время даст усадку.
Издаст короткий сигнал возмущения, отчаяния, горького протеста.
А потом вновь самортизирует.
Распрямится.
Примет привычную стойку терпения, юмора и силы.
И снова в бой!
"Ничего, ничего. Мы себя еще покажем, да, Настюха?".
Поэтому и любят Нину Елизаровну ее мужчины.
И слетаются под уютный свет абажура, несут в клюве лекарство, кроссовки, букетик гвоздик.
Потому, что она - сила. Покой. И мудрость.
И вместе они - Нина Елизаровна, Лида и Настя - три мушкетера.
Один за всех и все за одного!
Три богатыря в юбках.
Современная крепкая семья.
Которая не только вытянет любую проблему, потому, что "девоньки, кисоньки мои, нам рассчитывать не на кого".
Но еще и превратят ее в маленький праздник.
В своем девчачьем Ватикане.
А, если подвернется к тому же Человек Хороший.
С домиком и садиком у моря - тем более...
Маленький шедевр Вячеслава Криштофовича, на счету которого, по меньшей мере еще один выдающийся фильм -"Два гусара" с Олегом Янковским и Александром Абдуловым - вырос из повести Анатолия Курчаткина 80-х годов.
Там схвачена типичная картина - четыре женщины выживают в одиночку.
Символ неустроенности - новая фаянсовая раковина - лежит мертвым телом посреди гостиной.
И все о нее спотыкаются.
В фильме мотив тесноты тоже есть, там Нина Елизаровна перескакивает через стул, чтоб попасть в другую часть комнаты.
Спустя 10лет Владимир Кунин привнес в киносценарий приметы лихих 90-х.
Там рэкет. Пустые магазины, дикие цены. Афганистан. Очереди за спиртным под присмотром милиции. Первые видеокассеты с эротикой. И сложные отношения Бабушки с НКВД.
А еще - остроумниые диалоги.
Хорошо прорисованные персонажи.
И образ маленькой любящей семьи.
Несмотря ни на что и вопреки всему.
Режиссер Вячеслав Криштофович взял от сценария главное, опустив сиюминутные приметы времени. Добавил музыку Вадима Храпачева (композитора "Полетов во сне и наяву"), блистательную операторскую работу Павла Лебешева, великолепный актерский ансамбль.
И превратил историю в притчу.
В сказку о Волшебной Женской Силе - в раме Вечности.
В начале фильма мы видим оживший пейзаж, что висит над кроватью Бабушки.
Поначалу это маленький природный рай.
Потом на берегу появляются церковь, поселение.
А вот уже и город, по которому снуют десятки ног.
Время идет.
Наполняет жизнь новыми тревогами.
Проблемами.
А Женщина принимает все это на свои плечи.
И преобразует в нечто свое.
Веселое или грустное.
Но одухотворенное. Вдохновляющие. И прекрасное.
Такое вот оно - Ребро Адама.
Цитаты из фильма:
Слушай, это гнусно! Это не интеллигентно! ! Ма, перестань переделывать систему. Мне плевать на эту систему! Я не хочу, чтоб ты в ней участвовала!
На подавись своими перчатками! Мам,ты видишь?! Ты видишь, что это такое растет?!! Вижу, вижу...Ну, чего ты так с сестрой? Мамулечка, умоляю, дай ей по шее! Целую!
Мам, мне кажется, что этот Виктор Павлович с его односторонним движением, все-таки жлоб.
А как только это ребенок из рабочей семьи или из деревни - так пальцы в кровь, морду всмятку, деньги на бочку - но чтобы школа с медалью, институт с красным дипломом! А потом Москва. А там… Кому-то коленкой под зад, бешеная общественная работа и… Здрасте, пожалуйста! Они уже едут за границы, они уже заседают, они уже на мавзолее стоят...
Виктор Павлович, у меня мать парализованная. У меня две взрослые дочери... от очень разных мужей. Я давно уже себе не принадлежу.
Ма, бабушка прислала мне кроссовки, которые были на Олимпиаде у сборной Израиля! Я очень рада. И за тебя, и за бабушку, и за сборную, и за Израиль.
Не очень откровенно, а? Блеск, мамуль! Фантастик, се манифик, формидабль, елки-палки!
Перестаньте ходить в наш музей! На вас историко-революционная экспозиция действует разрушительно. Совсем мужик сбрендил!
Он тебе очень понравится, мамочка! И главное, в нем ничего нет этого нашего, московского. Нормальный застенчивый человек. Ну, конечно, вот немножечко провинциален, но между прочим, в этом тоже есть свое... очарование.
Немедленно прекратите этот стриптиз! Тоже мне, герой-любовник в носочках!
АСУП? Похоже на что-то абхазское. Там к каждому слову добавляют "а": а-горсовет, а-магазин.., а-суп.
Вы что, наследство получили? Нет, это суточные. И компенсация за неиспользованный отпуск.
А что такое диспетчер? Есть план прохождения товара. Смежники недопоставили - план летит к едреной матери. Звонишь, требуешь, просишь, умоляешь. Ты кричишь, на тебя кричат. Вы кричите? Нет, больше на меня кричат.
Нет!!! Как же! Тебе не нужен был зять-студент!… Теперь у него все есть, а мы с тобой девятый хрен без соли доедаем! Я колготки себе лишние не могу купить! Девки ходят бог знает в чем! Ты же мне всю жизнь искалечила!!!... В кои-то веки пришел нормальный, хороший мужик… Он же к морю хотел тебя забрать! Он же в садик хотел тебя выносить, чтобы ты цветы нюхала!.. Господи!!! Да когда же это все кончится!... Мама, ну ты чего? Мамочка, ну прости меня! Чего это я так завелась, дура старая? Все-все неправильно тебе сказала...
Гольдберг... Не возражаете? Не обращайте внимания, это папа так бездарно шутит. Неудавшийся вундеркинд, тяжелое детство, три класса церковно-приходского хедера.
Давайте выпьем за Лидочкин отпуск! За Адлер! Нет, папочка, за отпуск мы пить не будем! Не понял? Прошу обьяснить! Ну, не хочет Лидочка ехать в этот вонючий Адлер. У нее есть свои соображения.
Срочно нужен аборт. Вооот тебе, аборт!
Я бы с ним познакомился. Ничего особенного, пап. Не очень умный, слабохарактерный, сейчас наверняка поддатый. Соседи выйдут, вызовут милицию, его отвезут куда следуют. Нет, этого допускать нельзя. Это постыдно! Осторожней, Евгений Анатольевич, он все приемы знает.
Ничего, ты еще на Насте жениссся, вы еще ко мне приедите. Там садик есть...