1K подписчиков

Свет звезды немеркнущей. Сказка о Рождестве

О книжке Елены Григорьевой «Пастушок Яков»

О книжке Елены Григорьевой «Пастушок Яков» Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

Б. Пастернак. «Рождественская звезда», 1947

О книжке Елены Григорьевой «Пастушок Яков» Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.-2

Главная тема Рождества — Звезда. Ее свет, ее сила, ее немеркнущее величие, ее надежда. Звезда как небесное светило, как физическое тело, созданное Богом и Звезда как путеводная сияющая мелодия — свет от Света Его любви.

Сказка детской писательницы и поэта Елены Григорьевой вся пронизана светом Вифлеемской звезды, светом радости и надежды, сошедших на землю. Главные герои сказки — пастухи, пришедшие первыми поклониться Богу-Младенцу, Яков и его отец Осия, увидевшие во сне Ангела. Автор очень точно, почти осязаемо передает атмосферу великой радости, большого исторического события, необычайности тектонического сдвига истории человечества. Ощущением ликования и долгожданного торжества овеяна вся история, основанная и на евангельских фактах, и на воображении автора.

О книжке Елены Григорьевой «Пастушок Яков» Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.-3

Спаситель рождается — и люди, вчера не пускавшие Марию с Иосифом на постоялый двор, отказавшие им в куске хлеба, преображаются на глазах, смягчаются, раскаиваются и обращаются: просыпаются среди ночи, одеваются, берут дары и спешат к месту чудесного Рождения Спасителя мира. Само время меняет свой ход, помогая пастухам дойти до чудесных яслей — центра притяжения всех людей доброй воли. Такова сила Любви, власть Неба на земле.

Художник Алла Выбранская
Художник Алла Выбранская

Тонкий и чуткий поэт, Елена Григорьева точно улавливает безошибочную интонацию, с какой следует писать о чудесном, неземном явлении. Канонический сюжет оживает, и души больших и маленьких читателей наполняются безмерной радостью, почти ощутимо переданной автором. Сказка написана на одном дыхании, на большом поэтическом подъеме, словно ода или стихи. Радость и свет — ее главные эмоциональные составляющие, приближающие нас к пониманию величия события, перевернувшего историю мироздания. Вдохновение поэта счастливо слилось с глубоко христианским осмыслением евангельских событий.

Елена Григорьева
Елена Григорьева

Елена Григорьева сознательно делает акцент на кротости и уязвимости божественного Младенца, такого всесильного и такого беспомощного. Бог-Младенец, пришедший воцариться, но не на троне и не в чертогах, а в наших сердцах. Сердцах, готовых открыться Ему и стать мягче, чище, светлее.

Тема света как основной мотив повествования контрастирует со слепотой и глухотой жестокосердных, не видящих очевидное. Рождество осветило мрак и развеяло безысходность, отперло закрытые двери, раздвинуло горизонты возможностей и понимания себя в мире и отражения мира в себе. Рождество освободило и окрылило.

Художник Александра Гурьева-Сажаева
Художник Александра Гурьева-Сажаева

Трогательно описаны дары, которые люди несут Христу: у кого нет хлеба и молока, несет носки, игрушки, букетик цветов, маленького сверчка, готового сыграть на крошечной скрипочке Младенцу (что-то в этом образе от Окуджавы, от тонкости и интеллигентности нашей, по сути глубоко христианской, культуры), бабушка несет в дар свои страдания. И вдруг Яков ощущает в великом своем счастье полноту — незримое присутствие умершей мамы. Он чувствует ее бессмертие, может быть, впервые в жизни, как впервые в жизнь маленького читателя этой чудесной сказки войдет представление о бессмертии души в раю.

Художник Валентина Юденкова
Художник Валентина Юденкова

И всех осеняет Младенец своим необыкновенным светом — светом Звезды, вошедшим в Него и давшей Свет миру. Великая сила и власть Вифлеемской земли, прочувствованная и воплощенная Пастернаком, продолжила жизнь в маленькой детской сказке, подхваченной и филигранно разработанной ее автором. Ощущение Чуда и ощущение Света, навсегда пришедших в нашу жизнь: «Тысячи звезд гудели в небе как пчелы! Они неслись к Якову, кружились над ним, точно большие снежинки! Они пели, смеялись, и Яков понял, что отныне — не будет конца чудесам! Ведь родился Мальчик, в котором живет Свет...»