Я уже высказывался по поводу современной отечественной анимации в Ёжке и во Владимире, кому интересно почитайте про них статьи. Но после православного Гигачада, я наткнулся на мультфильм, который чуть ли не кричит трейлерами: «Я та самая классика мультфильмов из ушедшей эпохи, посмотрите меня!». Посмотрел его, и почему-то возникло ощущение будто мне подсунули безвкусный пенопласт. Так давайте разбираться почему так вышло!
О самой идее
Сама по себе идея сделать новый православный мульт - очень похвальна, особенно в нынешних реалях. Если за дело возьмутся свободные люди в творческом деле, то может получится конфета. Мультфильм о русских святых можно интересным способам интерпретировать, а основа истории может без проблем держатся на достаточно обыденных правилах построения приключений. Если всё делать в таком варианте, то получится классный мульт.
Всё должно же пойти хорошо. У нас есть религиозная основа, у нас есть замечательные примеры мультфильмов, которые даже с провалом стали культовой классикой. У нас есть 7 лет и 5 миллионов долларов. У нас даже Юрий Кулаков в режиссёрах записан, который работал над Владимиром. Что же может пойти не так?
Мой ответ - всё может пойти не так, если всё время заниматься не пойми чем, а потом перед анонсом делать вид, будто всё это время занимались чем-то полезным.
Главная проблема мультфильма
Главная проблема не в анимации, как-то может показаться в начале, а в том, что этот мульт пытается казаться тем, чем не является. Серьёзно, я знать не знал о нём до недавнего времени, но зато когда начал читать про его создание практически везде сказано, что над ним работали 4-5 года, что долго рисовали в традиционном 2D стиле и что в него вложили не мало усилий и денег.
Ладно я могу о нём просто не знать, но в интернете на него толком даже обзоров нет. А у тех, кто рекомендовал мультфильм к просмотру, чуть ли ни каждый 2-ой пишет, что не знал о существовании мультика. На всех кино страницах авторы такой пафос вокруг мульта нагоняют, а о нём мало кто даже знает.
Пусть его знают мало, пусть везде написано о том, что «много» усилий и вложений в этот мульт. Может он и правда годный, а я просто начинаю мутить воду, и так сходу негативно высказываться? Между прочим мультфильм получил, аж 3 награды, как самый лучший анимационный отечественный проект. Давайте разбираться!
О сюжете
Краткий пересказ. Есть некоторый город, на который постоянно нападает Змей. Князь Павел собирает небольшой отряд солдат, чтобы победить Змея, а город оставляет в правление Петру. Выясняется, что у чудища три жизни, и его нужно три раза одолеть. Пока Павел размышляет, убивать или не убивать, приезжает Пётр и легко побеждает Змея.
По пути обратно в город, Пётр впервые встречает Февронию, но их общение было не длинным. Змей превращается в злого колдуна и в образе Павла дарит его жене ожерелье, через которое он может её душить и заставлять выполнять его приказы. Князь не знает, как спасти жену и приказывает Петру искать меч, который способен колдуна загубить.
С небольшим отрядом солдат, Пётр отправляется искать магический меч, который в итоге случайно находит. Возвращаясь он второй раз рубит колдуна и спасает жену Павла.
В третий раз колдун прячется в подвале царских покоев, где служанка-предательница начинает ему помогать. Пётр за кадром заболевает неизлечимой болезнью. Чтобы вылечить героя его отправляют к Февронии, которая лечит с Божьей помощью. Вместо оплаты, Пётр обещает посвататься с ней при возвращении обратно, но не сдерживает слово и заболевает опять.
Его опять отправляют к Февронии, чтобы он посватался с ней.
В это время служанка-предательница вместе с колдуном устраивают несчастный случай и князь Павел умирает, а правление городом переходит в руки Петра и Февронии, которые уже муж и жена. Потом во время пира служанка отравляет напитки и народ думает, что это Феврония специально так приготовила. Среди бояр возникают споры и в ходе коррупционных схем от служанки, Пётр и Февронии бросают город, который переходит под правление злому колдуну.
Путешествие парочки не длится долго, и когда они узнают о том, что злой колдун в их городе творит беспредел, возвращаются побеждают его в 3-ий раз, и всё возвращается на круги своя.
Повествование
Как вы видите, достаточно простой сюжет, но давайте перейдём к повествованию. Действия все сменяются крайне быстро и порой даже повторяются, в событийном плане. Появляется ощущение, что множество сцен было вырезано, так как некоторые моменты просто происходят внезапно и за кадром. Как было с первой болезнью Петра, он сначала победил колдуна - нам показывают, что всё вроде хорошо, но резко моментально хоба, и вот всё опять плохо. Пётр заболел. Нам не показали то отчего и каким образом он заболел, как магия колдуна повлияла на это.
Анимация и рисовка
Начнём с рисовки. Всё выглядит достаточно приятно, если не смотреть на лица главных героев, или же на задний фон. Лица, что у Петра, Павла, его жены, Февронии, солдат - у них у всех фактически одно и тоже лицо, единственное что их отличает друг от друга это волосы на голове и форма подбородка. Также и с задними. Пусть везде и написано, что каждого персонажа в мультфильме рисовали отдельно, рассмотрев каждое лицо, у меня возникает ощущение, что они просто нарисовали одну модельку, а потом просто слегка видоизменяли. Как в играх при создании персонажах.
Честь и хвала Юрию Кулакову и всей команде художников, что они не успокаивались и пробовали создать всё новые и новые изображения героев. Если образ Петра был найден достаточно быстро, то поиск образа Февронии занял почти 4 года. (Юрий Рязанов)
Поиск образа Февронии занял почти 4 года. Почему мне смешно это читать после просмотра мультфильма? Наверное потому, что у них буквально одинаковые лица, только у Февронии подбородок поменьше. Это особенно хорошо видно, когда они одновременно смотрят в камеру. Добавьте Февронии волос и вы получите того же Петра. Неужели такие мизерные отличие в образах ВСЕХ персонажей заняли 7 лет и 5 млн долларов?
Особенно в лицах Петра, Павла, Анны и Февронии выделяются их одинаковые глаза, которые стеклянным взором смотрят куда-то прямо, очень редко двигаясь. У Петра с Февронией на протяжении всего мульта каменное лицо, и в моментах где ему надо радоваться или грустить, ничего кроме лёгких движений бровей и открывания рта - нет. Лицо кирпичом, и так весь мультфильм.
Также видно, что кадры с действующими лицами находятся на одном слое. Задние фоны вставлены будто ПНГшкой, так как ты заранее видишь траекторию куда пойдут персонажи. Это всё заметно в моментах с окружающей задней природой, или же в моментах с ярмаркой. Задние персонажи либо просто стоят без действий, либо циклично делают одно и тоже. Из-за этого не чувствуется, что они живые. В том же Владимире при том же бюджете - подобных проблем не было и можно рассматривать толпу часами, так как пусть они и стоят лишь задним фоном, в них кипит своя отдельная жизнь.
В моментах с солдатами на конях, видно, что кони не идут по земле, а будто скользят по ней.
Также монтаж работает не совсем так как хотелось бы, за 5 млн долларов и 7 лет. Персонажи часто меняют своё место положение в кадрах. В одном кадре за спиной колдуна никого нет, а в следующем внезапно появляется Павел. В одном кадре Павел разговаривает с Петром, который слева, а в моменте открытия двери Пётр за секунду успел переместиться справа от него и прижаться к стенке. В одном кадре командир вроде как разговаривает с Петром, но в следующем он почему-то уже смотрит в сторону лошади и говорит всё это ей. И так почти весь мультфильм.
Да, и ещё очень забавляют сцены с огнём и пожарами, где огонь даже не рисовали, а просто взяли из стандартного набора эффекта из Sony Vegas. Ну за 5 млн долларов и 7 лет, но можно было бы постараться.
Также я не забываю и про липсинг. Как же сильно бросалось в глаза, когда персонажи говорили либо с открытым ртом, не двигая губами, либо вообще молча без каких-либо движений. Персонаж вроде как по картинке молчит или просто кричит, однако почему-то тут у него целая реплика. Да и не всегда сказанное персонажами соответствовало движению губ. Губами персонаж говорит одно, а озвучка другая.
Персонажи
Все персонажи, крайне картонные, прямолинейные и никакие. У них нет не то, что какого-то внутреннего изменения. У них нет даже выбора. Они просто что-то делают, просто потому-что. Служанка хочет служить колдуну, наверное потому что служить Павлу ей надоело. Феврония с первой встречи просто так влюбляется в Петра. Я конечно не требую мотивации злодея на уровне Таноса, но захватить власть просто чтобы разрушить город и просто посидеть на троне, ну такое себе.
Сюжетные дыры, ошибки и ляпы
Как я уже сказал, здесь всё происходит - просто потому что. Феврония влюбляется просто потому что. Пётр находит магический цветок, идя в случайном направлении за бурундуком. И этот цветок превращается в магических меч потому что Пётр не убил бурундука, наверное.
Фома внезапно начинает грубить Февронии, просто потому что она вежливая. Служанка предаёт просто потому что ей захотелось служить другому?
Колдун находился в образе Павла, если все прекрасно знали, что это не Павел. Павел просто стоял в стороне и смотрел, как колдун издевается над его женой. Если Павел хочет сам защитить Анну, а вытащить меч может только Пётр, можно же просто вытащить меч и дать ему, а не бежать в бой. Колдун на последней жизни держит амулет не где-то у себя, или в тайнике, а у всех на виду на столбе, чтобы кто-угодно мог его снять и сломать.
Я не понял также, к чему появлялся призрак Святогора? И почему он здесь выполняет роль бога? Его роль в сюжете по сути никакая и ни к чему не приводит. Всё у персонажей получается, как говорила Феврония, потому что это всё «сила любви». Да, и меч в финале им прислал сам господь с неба тоже, потому что «Сила в любви и в вере». Также мне не был понятен один момент. Колдун вроде не является демоном, или олицетворением антихриста, так тогда с чего вдруг на его магию спокойно можно зачитать молитвы? В таком случае, все три раза его можно было бы убить с помощью «Отче наш».
Зачем добавлять говорящего зайца, если все его реплики - просто есть? Неужто для того, чтобы на постерах писать, что в озвучки мультфильма принимал участие Охлобыстин, тем самым пиариться за счёт имени популярного человека?
Я не против религии и любви в мультфильмах, когда она обоснована или является естественной реакцией на происходящее. В том же Владимире есть библейские посылы, однако они не служат основой для движения сюжета. В «Сказе о Петре и Февронии» у всех хороших всё получается не потому что им пришлось приложить усилия, для преодоления препятствий, а потому что всё дело в любви и вере в Иисуса.
После просмотра и всего сказанное у меня возникает два вопроса. На что именно ушли 5 млн долларов, и что именно делалось в мультфильме 7 лет? Если мы имеем стоковых персонажей, безжизненные задние фоны, кривая озвучка с монтажом, а также сюжет с огромным количеством дыр.