Сложившиеся новые условия в стране поставили перед трудностями многие сферы бизнеса — бьюти индустрия не исключение. Как приходиться выкручиваться сотрудникам салонов красоты? Что происходит с поставками? И ожидать ли возвращение люксовых брендов? — читайте в нашей статье.
Перед нами стоит задача сделать красоту доступной каждому вне зависимости от политики
В целом бьюти-сфера во многом зависит от импортного сырья и оборудования. Из-за увеличения себестоимости материалов и расходников цены поднялись в среднем на 20%, в премиум-сегменте — до 30%. На самом деле салоны не смогли поднять цены настолько, насколько подорожали материалы, потому что спрос снизился, потребителям приходится экономить на уходе за собой. Из-за этого десятки тысяч людей по всей стране, трудоустроенных в индустрии красоты, могут попасть под сокращение.
Красота требует жертв
Русские девушки всегда отличались своим изяществом. Ухоженные, с идеальным маникюром, всегда «при параде» они сияли ярче звезд. В Европе или Америке россиянку видно издалека! Салоны красоты в России предлагали продукты зарубежных производителей премиум-класса, а девушки тратили баснословные деньги на косметологические процедуры и услуги стилистов.
Основная масса посетителей британских клиник красоты — вовсе не британки, а русские, француженки и итальянки. Русские женщины всегда готовы на максимальные процедуры и качественное преображение. Но в этом году эта они менее активны, чем обычно: поток клиентов в российских салонах заметно уменьшился.
В студии на Курской, которую пополам снимают визажисты Ангелина и Ксюша, немноголюдно. Небольшой уютный офис, обставленный зеркалами с подсветкой, играет приятная музыка. Здесь всегда угостят чашечкой чая или кофе, предложат конфеты.
Ангелина по образованию инженер, но в бьюти-индустрии работает больше 7 лет. После окончания университета Ангелина предпочла палетки теней компьютерам и вычислениям. Работает стилистом-визажистом на выездных съемках и мероприятиях, создает неповторимые образы. До наступления «трудных времен» Ангелина оттачивала на моделях новые техники, экспериментировала и создавала неординарные образы.
— Сейчас моделей по бартеру уже почти не приглашаю, — делится девушка. — Раньше могла себе позволить заниматься творчеством, сейчас же только коммерция. Расходники дорогие, на моделей ресниц не напасешься!
Поставки ограничены и косметика либо подорожала вдвое, либо вовсе пропала с прилавков. К примеру, еще зимой Dior Maximizer, бестселлер среди блесков для губ, можно было купить за 1800 рублей, сейчас — 3650 рублей в Золотом Яблоке.
Одна из лучших тушей от Dior стоит почти 4 тысячи рублей, а ночная сыворотка Estée Lauder, кстати тоже любимица среди покупательниц, стоит 7810 рублей в Рив Гош - это на четверть (или на треть, или вполовину) дороже, чем в начале года. На рынке существует множество достойных конкурентов из отечественного, корейского и китайского рынка, поэтому Ангелина не отчаивается.
— В крайнем случае в загашнике ждет советский тональник «Балет», — отшучивается стилист.
Татьяна, владелица небольшого бьюти-бизнеса - салона в Оренбурге, отметила, что многие российские предприниматели сейчас задумались о выпуске своей косметики. Активно наращивают ассортимент и объемы производства отечественные бренды Divage, «Я самая», Librederm, Natura Siberica и Ollin Professional. Сами же маркетплейсы заявили о 30-кратном росте спроса на косметику российских производителей.
Куда исчезли клиенты и как находить новых?
Падение спроса в отрасли в центральных регионах составило более 37%. Отток клиентов произошел не только в премиум сегменте, но и в экономе из-за массовой эмиграции платежеспособного населения. Конечно, потребность в услугах никуда не денется, проблема в том, что находить клиентов стало сложно. Ангелина жалуется на отток клиентуры:
— Клиентов нет от слова «совсем», ходят, в основном, постоянники. Про социальные сети вообще молчу. Основной поток клиентов приходил оттуда, проблем не было — плотная запись на две недели вперед обеспечена. Про монетизацию и рекламу забыли — первое время помогает сарафанное радио. Ксюша вот не унывает, купила курс по увеличению охватов в надежде, что придут новые клиенты.
Бизнес-вумен из Нижнего Новгорода Юлия Нетронина, владелица салона красоты DZEN, рекомендует переключиться на российские ресурсы и геотаргетинг, и оформить рекламную подписку от Яндекс Бизнеса. Она приводит ощутимую долю клиентов и работает довольно просто: достаточно загрузить информацию о бизнесе, в том числе название, адрес и график работы компании, кратко рассказать о товарах и услугах, добавить несколько фото, объясняет предпринимательница.Дальше система сама создает рекламные объявления и показывает их на тех площадках Яндекса (Поиск, Карты, тысячи сайтов-партнеров), где есть потенциальные клиенты.
Работаем на энтузиазме
В заложниках ситуации оказались не только самозанятые «феи красоты», но и салоны. В одном из московских бьюти-пространств, в который раньше невозможно было попасть без предварительной записи, сегодня рады любому прохожему. В парикмахерском зале стрижется молодой мужчина, а в соседнем — девушке делают наращивание ногтей. На прилавках все еще стоит профессиональная уходовая косметика и шампуни от Kerastase и Kevin Murphy. Только ценник отличается от 2021 года. Если раньше можно было купить шампунь за 980 рублей, сейчас он стоит 1980 рублей.
Юлия, управляющая салона, работает здесь с самого открытия — четвертый год. Она застала и хорошие времена, когда склады с красителями были переполнены, и плохие, когда на карантине было все закрыто.
— Перед нами стоит задача сделать красоту доступной каждому вне зависимости от политики. Да, импортные материалы подорожали, в среднем, на 30%, но это не сильно сказалось на стоимости самих услуг. Клиентов и так мало, цены тоже стараемся сильно не завышать, чтобы составить конкуренцию тем, кто принимает на дому. Самая популярная услуга — маникюр (цена вопроса от 1800 рублей), на этом и делаем выручку.
А как реагируют сотрудники? Работники оренбургского салона Татьяны говорят, что на данный момент выгоднее работать на себя, поэтому берут клиентов на дом. Если, например, в салоне они получали процент от стоимости работы, то теперь они забирают себе полную стоимость услуги.
На самом деле, ситуация сложилась не из лучших: что мастера начали экономить, что клиенты, признает Татьяна. Многим пришлось отказаться от когда-то привычных процедур, таких как эпиляция, архитектура бровей, наращивание ресниц. Татьяна утверждает, что не стоит наводить панику и закрывать свои салоны, можно найти способ выбраться в это непростой ситуации. Она советует перейти на более бюджетную косметику и создать демократичный прайс-лист.
— Хорошо, что успели заказать материалы до 24 февраля, — комментирует Юлия. — Как ни старайся, а удерживать цены долго не получится. И дело не только в изменении курса доллара — под санкции попали определенные препараты, расходные материалы выросли в цене, даже российские производители подорожали.
Насколько просядет индустрия красоты?
Рентабельность салонов упала на 20% еще с начала пандемии, а после 24 февраля показатели упали еще на треть, рассказывает администратор московской студии красоты.Насколько еще просядет индустрия красоты, неизвестно. Неизвестно и то, как сильно государство заинтересовано в сохранении малого бизнеса. Снизят ли зарплатные налоги, введут ли другие меры поддержки? — пока что это остается тайной для предпринимателей и сотрудников индустрии красоты.
Несмотря на то, что российской индустрии красоты не более 30 лет, последние 15 лет она развивалась очень активно. До 2013 года рынок услуг красоты прирастал примерно на 25% в год, потом - до самой пандемии, медленнее, но тоже двузначными темпами. Теперь без государственной поддержки малому и среднему бизнесу не выжить. Что можно для него сделать? Управляющая московским салоном Юлия предлагает брать пример с Казахстана. Еще со времен пандемии в 2020 году казахстанское правительство освободило предпринимателей малого бизнеса от налогов на доход на три года, облегчило дальнейшие условия ведения бизнеса и отвязало ставки по кредитным продуктам для малого и среднего предпрпредпринимательства от ставки ЦБ - они стабильно ниже. Это эффективно поддержало бизнес.
А что было у нас? С марта 2020 года «красивый» бизнес включили в программу господдержки. Она подразумевает, что предприниматели могут рассчитывать на получение грантов, прямое субсидирование, скидки на лизинг или льготы на аренду. Но несмотря на всю помощь МСП, деловая активность в России в 2022 году пала до самой низкой точки за последние пять лет. Это говорит о том, что необходимо улучшать существующие механизмы поддержки, чтобы десятки тысяч людей в стране не остались без работы.
Авторы работы: Стреблянская Яна, Пирогова София, Шеина Вероника, Воронкова Анна.