Найти тему
Lipetskmedia.ru

Авантюризм и немного чудес, или Как создавались самые необычные культурные пространства Липецка

Стендап-шоу, концерты, спектакли – лишь малая часть того, что проходит в «Библиотеке» и «Прачечной». Для липчан эти названия теперь наполнены новым смыслом. А что вкладывала в них сама создательница культурных пространств Дина Кюнбергер? Ей слово.

ПРО Чудо

У нас в семье была традиция: в новогоднюю ночь мы вместе с родителями открывали входную дверь и впускали новый год, прощаясь со старым. Помню, как однажды я распахнула её и выглянула в коридор, силясь увидеть — где же он, этот самый Новый год? Как он выглядит? Как придёт? В коридоре было тихо-тихо. И вдруг раздался переливчатый звон колокольчика. Он наполнил собой всё вокруг. Я пыталась понять, кто звонит. Но вот мама и папа — стоят рядом. Улыбаются. И, кажется, тоже слышат это. И чувствуют.

С тех пор этот еле слышный, почти незаметный и совсем неожиданный звон колокольчика для меня — символ чуда.

Во взрослой жизни нечасто услышишь такой колокольчик. Но он звенит. Когда люди объединяются, вдохновлённые общей доброй идеей. Когда помогают от чистого сердца. Когда делятся своей любовью, понимая, что от этого её становится только больше.

И я тоже иногда сама звеню в этот волшебный колокольчик, с радостью наблюдая за теми, кому удаётся услышать его звон.

ПРО детство

Могла ли девочка с рыжими косичками и веснушками предполагать, что станет предводителем культурного пространства? Мои родители до сих пор мне это припоминают. В детстве я очень любила организовывать чаепития. Доставала красивый сервиз, накрывала на стол, заваривала чай и настойчиво приглашала родителей испить чаю. Иногда это было просто чаепитие, иногда с программой или светской беседой.

Были ещё игры в Айболита и Бармалея с обязательными переодеваниями. Чуть позже — в Шерлока Холмса с доктором Уотсоном с расследованиями «преступлений».

Потом с организаторскими моментами я на некоторое время завязала. Мечтала быть ветеринаром, писателем, журналистом, учителем. Училась прилежно. Сочиняла истории, рассказы, повести. Писала статьи. А потом, когда пришла работать в научную библиотеку, вдруг занялась проектной деятельностью и внезапно для себя самой вспомнила — какое это удовольствие придумывать и организовывать «чаепития» для других.

Я проработала там почти 10 лет. И за это время, не постесняюсь сказать, мне удалось открыть библиотеку совершенно с неожиданной стороны для тысяч липчан. Это сейчас концерты, мастер-классы, тренинги, квесты проводят везде, а тогда устроить модный показ в библиотеке — это был вызов!

Открывая пространство для других, я открывала и себя. Познакомилась с огромным количеством прекрасных людей. Поняла, что маленькими делами и шагами возможно менять вокруг себя действительность.

И что нужно пробовать делать свою библиотеку. Такую, какой я хочу её видеть. Такую, о которой мы с мужем мечтали, когда заглядывали в европейские. Без галочек и галстуков. Без условностей и статистики. Открытую для нового. И для людей.

Когда размышляли над названием, слово «библиотека» пришло почти сразу. Большинство меня знают именно как Дину из библиотеки. Поэтому было решено никого не путать. А потом уже придумали, что у нас собираются не книги, а истории людей. «Библиотека» — это маленькое пространство для больших историй.

ПРО авантюризм

Как ещё можно назвать поступок, на который отважились мы с мужем? Мы ещё те авантюристы. Не знаю, как в нас это сочетается: консерватизм, нежелание что-либо менять (для меня, например, решиться на перестановку в квартире — это проблема) и постоянные эксперименты, поиски, прыжки в неизвестное (и в прямом, и в переносном смысле). Открыть «Библиотеку» — это был как раз такой прыжок в неизвестность.

Но мы подумали совсем немного и решили, что лучше сделать и понять, что у тебя не получилось, чем не сделать и потом жалеть и сомневаться.

В нашей паре, конечно, Толик более рациональный. Я люблю делать всё быстро: пришла идея — нужно тут же приступить к её исполнению. Толик в этих стремлениях меня немного уравновешивает. Задаёт вопросы, подсказывает. Но никогда не сдерживает. А наоборот — направляет.

Из такого союза рождаются прекрасные проекты. Рождаются и живут. Даже те, которые сначала казались ну совсем неисполнимыми.

ПРО «Библиотеку»

Место под «Библиотеку» я нашла почти сразу. Хотя раньше вообще не подозревала о существовании здания на улице Октябрьской, 28.

Без проводки и вентиляции, с советской плиткой, обвалившейся местами, с многолетней пылью, текущими потолками и трещинами на фасаде. Но зато с огромными окнами, высокими сводами и волшебными закатами. И в центре города. Когда я зашла в это пугающе большое и пустое пространство, сразу поняла: это оно.

-2

Ну а дальше… Дальше творилось волшебство. И не только. Был ещё ремонт, о котором вспоминать не слишком приятно. Но про другие, очень важные моменты сказать стоит. На наш призыв о помощи откликнулось очень много людей: приходили отбивать плитку, носить с третьего этажа строительный мусор, которого набралось 6 тонн, подметали бесконечную пыль, мыли полы. Дизайнеры помогали с оформлением, электрики — с проводкой. Знакомые и незнакомые донатили, отдавали мебель, посуду, приносили ковры, поддерживали.

Почему они это делали? Точного ответа я не знаю. Возможно, потому, что поверили нам. Или потому, что тоже, как и мы, хотели, чтобы в Липецке появилась такая «Библиотека».

Самым-самым первым событием стал вечер диафильмов. В пыли, без электричества, с только что начатым ремонтом. Мы крутили плёнки с детскими сказками, а луч диапроектора освещал лица гостей. И было в этой встрече что-то от того волшебного звона колокольчика.

В «Библиотеке» мы проводим наши авторские мероприятия, сюда приходят творческие люди со своими идеями, приезжают музыканты с концертами. Мы работаем как коворкинг, а ещё у нас можно выпить вкусный кофе или какао, послушать виниловые пластинки, поиграть на электронном пианино, встретиться с друзьями, устроить фотосессию, просто посидеть. Книги у нас тоже есть: их можно брать, а можно приносить свои. Я очень люблю вечера диафильмов! И спектакли, которые ставит режиссёр Иван Карпов.

ПРО бизнес

Стартовый капитал состоял из наших с мужем сбережений. Мы посчитали, что даже если «Библиотека» не принесёт нам ни копейки, год мы протянем. А потом — закроемся.

К счастью, пока не закрылись. Однако бизнесом в его привычном значении я не смогла бы это назвать. Как бы наивно ни звучало это в мире товарно-денежных отношений, но деньги для нас в нашем культурном пространстве — это не цель. Да, без них мы не сможем существовать. Каждый месяц на аренду требуется больше 100 тысяч рублей и 80 тысяч — на зарплаты сотрудникам. Нужно обновлять оборудование, чинить поломки, приобретать декорации, костюмы и прочее и прочее.

Однако, повторюсь, деньги — не цель. Потому что, если бы они были целью, мы, составив бизнес-модель, или не открылись бы, или закрылись через год, так как в первый год не было ни одного месяца, когда бы мы вышли в ноль, или стали бы сдавать пространство под банкеты или корпоративы.

У нас же в «Библиотеке» на очень многие события стоит цена — любая поддержка. То есть человек может заплатить или не заплатить при входе. Но нам очень повезло с сообществом: нас поддерживают.

-3

Но мы, конечно, не сидим сложа руки. Я подаю очень много заявок на грантовые конкурсы. В прошлом году мы дважды выиграли в Президентском фонде культурных инициатив, смогли нанять четырёх сотрудников и работать каждый день, а не только в часы мероприятий. И это дало мощнейший толчок к развитию. В этом году получили субсидию на реализацию проекта от администрации Липецка и премию от управления молодёжной политики.

Мы этим очень вдохновились! Благодаря дружбе и сотрудничеству с театром «Под деревом» и его руководителем Иваном Карповым, в «Библиотеке» появилась театральная студия, несколько потрясающих спектаклей для детей и взрослых. И мы поняли, что нужно расширяться.

-4

Поэтому, когда открыли для себя старинное здание на Соколе из красного кирпича, подумали, что лучшего места для второго культурного пространства не найти. Безусловно, были сомнения и мысли, что не потянем, не справимся. Они и сейчас есть. Но помните наше правило: если ничего не делать, ничего не получится. И что лучше пробовать, чем не пробовать. Так появилась «Прачечная». Она совсем ещё маленькая, но уже горячо любимая мной.

ПРО кризис

Хочется написать, что мы всегда на позитиве и с лёгкостью справляемся с трудностями. Но это не так, конечно. Когда в очередной раз течёт зимой крыша, которую арендодатель обещал починить, или когда понимаешь, что уже третий год работаешь без выходных, или когда твою заявку на грант не поддержали, или когда возникает недопонимание (а бывает — и конфликты) с партнёрами «Библиотеки» или большие непредвиденные траты, руки, конечно, опускаются.

Хорошее средство от уныния — это отдых. Но — смотри предложение выше — сейчас это непозволительная роскошь.

Спасает, как ни странно, сама «Библиотека». Атмосфера её событий, люди, которые приходят. Я люблю наблюдать со стороны, как перед концертом или спектаклем заполняется пространство, звучит смех, обнимаются знакомые, обретаются новые друзья. Это лучшее лекарство — видеть, что место, которое ты создал, нужно и любимо.