28 ноября 1979 года, но возил Андский авиалайнер с туристами совершал полет над Антарктидой. Пассажиры любовались белоснежными пейзажами, полет проходил в штатном режиме. Неожиданно самолёт врезается в склон вулкана Erebus, а все 257 человек, находившиеся на борту, мгновенно погибают. До сих пор эта катастрофа является самой крупной за всю историю освоения Антарктиды. Комиссия, занимавшиеся расследованием дела, всю вину возложила на пилотов, но впоследствии выяснились важное обстоятельство, которые открыли настоящую причину страшной авиакатастрофы. Крупнейшая авиакомпания Новой Зеландии, начиная с 1977 года, проводила уникальной экскурсионные полеты над Антарктидой. Авиалайнер с туристами вылетал из аэропорта Окленда, после чего, достигнув побережья Антарктиды, снижал высоту у пролива Мак-мердо Гид, находившийся на борту, вел экскурсию, а пассажиры наблюдали фантастические пейзажи. Пролив покрыта льдами, простирался на 55 километров и на севере выходил в море Росса. На западном берегу пролива возвышался хребет высотой до четырех тысяч метров над уровнем моря, а с южной стороны пролив заканчивался шельфовым ледником. Восточной границей был остров Ровса, на котором находился действующий вулкан Эребус высотой 3 тысячи семьсот девяносто четыре метра. Он имел коническую форму и был сложен из множества затвердевших слоев лавы ты Рф и и вулканического пепла. По злой иронии имя вулкана Erebus на греческом языке означает мрак в греческой мифологии это и не носила божество, олицетворяющие торжество вечного мрака. 9 ноября 1979 года 45-летний командир воздушного судна Томас Коллинз и второй пилот 37-летний Григорий Дасин прибывают на организационное заседание, на котором обсуждают маршрут предстоящего полета. Несмотря на то, что у пилотов не было опыта полетов над Антарктидой, организаторы утверждают: их командир и второй пилот были опытными специалистами в своей сфере. К тому же этот рейс, по мнению организаторов, не был сложным. Спустя 19 дней, 28 ноября 1979 года, в 717 утра авиалайнер вылетает из Окленда и берет курс к побережье Антарктиды. В 12-40 самолет подлетал к острову Росса. Видимость была хорошей, однако вскоре появились облака. Командир воздушного судна, согласно плану полета, начинает снижение и опускает самолет ниже облаков, чтобы пассажиры могли рассмотреть и ледяные пейзажи, и местную достопримечательность - полярную станцию Мак-мердо Пилоты уверены, они летят по запланированному маршруту и под ними внизу находится покрытый льдами пролив.
Но в реальности самолет сбился с курса и находился в нескольких километрах от нужной траектории. Пассажиры смотрели в иллюминатор и вели фото - и видеосъемку, бортпроводники разносили еду и напитки. Тем временем в районе нахождения самолета наблюдалось метеорологическое явление. Белая мгла, огромное количество мелкой снежной были родилась в воздухе при ярком солнечном свете. Создавался оптический эффект, при котором ледяной покров внизу сливается с небом и полностью исчезает линия горизонта. Пилоты видели перед собой белоснежную равнину, которая простиралась далеко вперед. На самом деле они подлетали к острову Росса, и прямо по курсу находился склон вулкана Erebus. Срабатывает сигнал системы предупреждения об опасном сближении землей. Командир в ту же секунду дают двигателем взлетный режим и тянет штурвал на себя. Но времени не хватает. авиалайнер врезается в склон вулкана. От страшного удара самолет разрушается на мелкие обломки. Все, кто были на борту, погибают. Авиалайнер перестал выходить на связь. Отрабатывались версии, что он мог совершить вынужденную посадку из-за нехватки топлива. Но спустя несколько часов молчания в район, по которому проходил маршрут пропавшего самолета, отправили воздушную разведку. Она подтвердила самые худшие опасения. у подножия вулкана были обнаружены обломки воздушного судна. Новозеландская комиссия, занимавшаяся расследованием авиакатастрофы, пришла к выводу, что основной причиной трагедии являлись непродуманные действия пилотов. Они совершили ошибку, снизив самолет до не безопасной высоты в условиях плохой видимости. Родственники погибших потребовали провести дополнительное расследование, и под давлением общественности правительство Новой Зеландии сформировала вторую комиссию, которая выявила новые шокирующие обстоятельства. Изначально, еще в 1977 году, новозеландским отделом транспортного подразделения был утвержден план, по которому маршрут экскурсионных самолетов должен был пролегать от мыса Халид Дыма и к Мак-мердо и проходить непосредственно над вулканом Erebus. По нелепой ошибки произошла опечатка в географических координатах плана полета, и теперь он отличался от утвержденного и проходил сорока трех километрах от вулкана. Этот план использовался во всех предыдущих экскурсионных полетах и тот же план полета был передом на собрании командиру воздушного судна.
Незадолго до полета авиакомпания неожиданно обнаружила навигационную ошибку в плане полета из правила И. И. внеся изменения. По чудовищной халатности об изменениях не доложили командиру авиалайнера. После этих изменений маршрут проходил ни в стороне от горы, как думал экипаж, она, ты и вершиной. Комиссия пришла к выводу, что основной причиной гибели самолета являлась изменение координат путевых точек в наземном навигационном компьютере без уведомления экипажа. Таким образом, новый план полета вел самолет прямо над самым вулканом, о чем командир авиалайнера не знал. Комиссия, изучив фотографии, сделанные туристами с прошлых полетов, и фотографии рекламных буклетов, определила, что снижение самолетов ниже безопасной высоты происходило и раньше. Это было нарушением правил полета, но серьезной опасности для пассажиров не представляла, так как полеты проходили над проливом Мак-мердо Авиадиспетчер база Мак-мердо также не был уведомлен об измененном плане маршрута. и когда командир воздушного судна отправил запрос на снижение, а диспетчер разрешил снизить высоту, полагая, что авиалайнер находится над безопасным проливом, запись бортового самописца также показало, что экипаж предполагал, что они находятся над проливом Rosso, а вулкан Эребус находится в нескольких километрах от них. После катастрофы в Антарктиде начались работы по совершенствованию систем предупреждения об опасном сближении землей. Начались корректировки в управлении ресурсами экипажа. Это специальная система управления, целью которой является максимальное использование всех доступных ресурсов во время полета, оборудование, процедур людей для повышения безопасности летной эксплуатации. Сейчас на месте трагедии в память о жертвах установлен крест и каменная плита. Часть обломков авиалайнера до сих пор лежит на склонах вулкана Rebus.