Как и у других народов, у евреев есть немалое количество праздников, которые посвящены тем или иным событиям. Правильнее их делить на религиозные – те, которые указаны в Торе (считается, что их повелел отмечать сам Всевышний); и светские – те, которые в Торе не указаны. Важнейшими из последних считаются Ханука и Пурим – это веселые, семейные, во многом, детские, торжественные дни.
Тогда как у остальных наполнение более грозное и связано с тем заветом, который евреи заключили с Богом. Поэтому Рош ха-Шана ничуть не напоминает наш добрый и домашний праздник. Еврейский новый год – это время молитвы и раздумий, когда Господь судит нас за то, что мы натворили совершили в течение последних двенадцати месяцев своей жизни.
Традиционно этот день называется Рош ха-Шана, что переводится, как «голова года». Однако, в Торе это называние не встречается, там его именуют зихрон теруа или йом теруа – «память о трублении [в рог]» или «день трубления [в рог]». Проведение его именно осенью было связано с сельскохозяйственным циклом ранних земледельческих общин.
У большинства народов год начинался весной, когда нужно было делать посевы. Но у евреев он был перенесен на осень, то есть, сезон сбора урожая. И, тем не менее, в иудаизме первым месяцем считается весенний месяц нисан, но счет календаря идет с осеннего месяца тишрея. Не надо вдумываться, просто примите это. Возможно, древние израильтяне сначала находились под влиянием Месопотамии, а потом перешли на летоисчисление египтян. Поэтому у них и могло измениться начало года.
Обязанность отмечать новый год упоминается в священном писании в двух местах:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание». Левит, 23: 23, 24.
«И в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет это у вас день трубного звука; и приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев, без порока». Числа, 29:1, 2.
Единственным адекватным способом отметить Рош ха-Шана является посещение синагоги в течение двух дней, которые он идет. Обычно после возвращения домой устраивается торжественный ужин, к которому готовят определенные традиционные блюда.
Человек должен обдумать и, при необходимости, изменить свое поведение. Считается, что на новый год Господь записывает поступки каждого из нас в специальную книгу. Поэтому предшествующий тишрею месяц элул считается, своего рода, подготовительным. У тебя есть время, чтобы исправить свои грехи и компенсировать плохие поступки при необходимости. В это время принято извиняться перед теми, кото ты мог обидеть.
А на Рош ха-Шана евреи, так сказать, должны испытывать одновременно радость и тревогу: Всевышний приходит в небесные чертоги и открывает книгу, дабы свершить свой суд. На Йом-Кипур, через десять дней, он ее запечатывает, и это последний шанс грешника получить искупление.
Пожалуй, интереснее всего еврейский новый год отмечают брацлавские хасиды. Для этого они приезжают в небольшой украинский городок Умань, где находится могила их отца-основателя рабби Нахмана. В сезон сюда прибывает до 30-ти тысяч человек – более трети от всего местного населения.
Адепты хасидизма поют и водят хороводы, поскольку их раввин заповедовал веселиться. Затем идут к местному пруду (куда сливаются канализационные отходы города), где купаются, моют посуду и выполняют свои ритуалы. По договору с Украиной, Израиль командирует сюда свою полицию, поскольку только ее хасиды хоть немного боятся.