Как отечественная психология определила личность человека

Почему разные люди в одинаковых условиях жизни вырастают полными противоположностями? Почему вообще люди разные? У нас у всех есть голова с глазами, ушами, ртом, тело укомплектованное руками, ногами и другими частями. Внешне, если не вдаваться в подробности, мы похожи. Откуда берутся непонимания, разногласия и конфликты? Просто, кроме биологических составляющих у человека есть что-то, чего нет ни у какого другого живого существа на планете, и это личность.

В зарубежной психологии существует множество личностных теорий. Одни считают личностью систему тех качеств, которые человек приобрел в процессе жизни. Кто-то видит в личности совокупность развитых генетических предпосылок. Некоторые ученые даже пытались делить личности на типы. В любом случае личность понималась как то, что наслаивалось на индивида, представителя биологического вида.

Почему разные люди в одинаковых условиях жизни вырастают полными противоположностями? Почему вообще люди разные?

В отечественной научной психологии давалось свое определение личности. Индивид действует для того, чтобы жить, а личность живет для того, чтобы действовать. Вот такое различие между индивидом и личностью предлагает отечественная психология. На первый взгляд непонятное, но по содержанию глубокое.

Человек с самого рождения вступает в общественные отношения с окружающим миром. Например, применение ложки. Многие родители знают, как тяжело дается маленьким детям овладение этим нехитрым инструментом. В довоенное время даже создавались изогнутые вбок на девяносто градусов ложки для детей. Такое новшество казалось смешным некоторым советским психологам, например, Леонтьеву А.Н. Он считал, что овладение ложкой – является ярчайшим примером приобщения ребенка к общественным отношениям. Ложка, как всякий другой инструмент, в своей форме содержит функции и значения, которые заложило в нее общество. Овладеть данным инструментом, значит научиться применять его согласно своим функциям и общественным правилам.

Почему разные люди в одинаковых условиях жизни вырастают полными противоположностями? Почему вообще люди разные?-2

Животные тоже могут использовать подручные вещи, например палку, в качестве инструмента. Только потом они выбрасывают их и не наделяют свойствами, такими как что-то сбивать или раскалывать. Палка не станет чем-то вроде сбивалки, которую можно будет в будущем усовершенствовать и превратить в средство для собирания высоко висящих фруктов. Она навсегда останется для них только палкой. Человек же вкладывает в вещи общественно полезное значение, которым может воспользоваться любой другой человек после того, как овладеет им.

Кроме практических достижений человек научается общению с людьми в различных жизненных ситуациях. Но чтобы стать личностью недостаточно быть включенным в систему общественных отношений, необходимо выстроить свою. Каждая личность уникальна тем, что имеет свое отношение к вещам, событиям, другим людям, себе. Ядром данной системы отношений является иерархия мотивов его деятельностей. Не физиология нервной деятельности, не возможности, не способности образуют ядро личности, а именно его мотивы. Так, человек может заниматься благотворительностью ради помощи другим, или ради славы, или из-за сострадания, или из-за выгоды. Истинные мотивы и раскрывают личность человека, занимающегося благотворительностью.

Соподчинение мотивов составляет психологический портрет личности. У каждого человека он уникален. Нельзя установить иерархию мотивов исходя из биологических потребностей, как, например, на пирамиде американского психолога А. Маслоу. Иначе, как объяснить тот факт, что человек может идти против биологической потребности и осознанно отказывать себе в еде ради того, чтобы похудеть и нравится другим. Или человек может преодолеть инстинкт самосохранения и броситься в огонь, чтобы спасти незнакомых людей.

Таким образом, отечественная психология определила личность как совокупность общественных отношений, выстроенных в определенной системе исходя из значимых мотивов деятельностей.

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!