35,1K подписчиков

Ледяной дом и Летний дворец Лажечникова

296 прочитали

24 августа 1835 года рецензент газеты «Северная пчела» написал: «Господа! Приезжайте с дач — хоть для этого романа: "Ледяной дом" вас разогреет».

Алексей Васильевич Тыранов. Протрет Ивана Ивановича Лажечникова. 1834. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Алексей Васильевич Тыранов. Протрет Ивана Ивановича Лажечникова. 1834. Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Роман Ивана Лажечникова «Ледяной дом» пополнил жанр русской исторической прозы. Он стоит в одном ряду с произведениями Михаила Николаевича Загоскина, Николая Алексеевича Полевого, Александра Сергеевича Пушкина. Хотя многие писатели и читатели ставили в вину Лажечникову отступление от исторической правды, вольную трактовку описываемых событий, а также внедрение в сюжет вымышленных персонажей. Позднее Белинский проведёт строгую границу между историей и исторической литературой: «В произведении искусства должно искать соблюдения художественной, а не исторической истины».

Лажечников столкнул в своём романе две эпохи — время царствования Петра I и период правления Анны Иоанновны, а по сути — её фаворита Эрнста Иоганна Бирона.

Носителями и проводниками идеи автора стали люди, которые на фоне своих страстей и пороков, власти и тщеславия, любовных коллизий вершили историю. В основе сюжета романа конфликт русского политического деятеля, дипломата, патриота Артемия Петровича Волынского и Бирона.

Георг Гзель. Портрет Артемия Петровича Волынского. 1739 (?). Государственная Третьяковская галерея
Георг Гзель. Портрет Артемия Петровича Волынского. 1739 (?). Государственная Третьяковская галерея

Между Бироном и Волынским начинается борьба не на жизнь, а на смерть. Цель борьбы — расположение императрицы, ибо физическая близость к государыне поможет либо спасти, либо погубить Россию. И Анна Иоанновна поочерёдно переносит свою благосклонность от Бирона к Волынскому, и наоборот. Но если Артемий Петрович в своей битве стремится завоевать милость матушки государыни, то Бирон посягает на самое священное — власть.

Императрица в романе — это слабая, некрасивая и не располагающая к себе женщина:

Старая, хворая, брюзгливая женщина всегда с причудами… Анна Иоанновна была больная женщина, и любимец её умел пользоваться её немощами…

Неожиданно Иван Лажечников снимает с государыни всякую ответственность за беззаконие, царящее в России, и оправдывает такое положение дел обыкновенной неосведомленностью о творимом произволе:

Как нас обманывают!.. Я и сотой части этого не знала. Как терзают бедное человечество, и всё именем моим!..
Неизвестный художник. Портрет герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона. XVIII век. Рундальский дворец, Латвия
Неизвестный художник. Портрет герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона. XVIII век. Рундальский дворец, Латвия

Но противостояние выражено в романе не только через отношения двух исторических персонажей. Главными антагонистами становятся олицетворения эпох — петровской и бироновской — Летний домик Петра I и Ледяной дом Анны Иоанновны. Лажечников в тексте романа использует все языковые приёмы, чтобы отобразить эту глубокую пропасть меж двух укладов жизни.

Летний дворец, Летний сад — сколько цветущих воспоминаний увиваются около этих двух имен! Там, говорите вы, в маленьких покоях Пётр I созидал дела великие, которых последствия осенят и наших потомков.
Там, под тенью дерев, им самим посаженных, любил государь, после заповеданных трудовых дней, тешиться, как добрый, простой семьянин. Кому также не известно, что этот сад бывал сборным местом всего Петербурга, когда царь, от избытка удовольствия, спешил сообщить своим любезным подданным и детям весть об успехе важного подвига, совершенного им для блага России?
Летний дворец. Архитектор — Доменико Трезини. 1710—1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори
Летний дворец. Архитектор — Доменико Трезини. 1710—1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори

Дом Петра I, хотя он и назван дворцом, — это греющий очаг, тепло и уют, защита от внешнего мира и внешних злых сил. Он летний, гостеприимный, хлебосольный и полный веселья. В нём живёт добрый и радушный хозяин, но при этом государь олицетворяет собой «грозное величие».

Уж и наши прадеды не любили ломаться на зов надежды-государя и угощения матушки-царицы и великих княжон. Хмельные от вина, медов и торжества, они не чинилися, тем более что, по простому обычаю старины, и сам державный бывал иногда навеселе. Все говорили вслух о том, что было у них на душе, потому что в душе ничего не таилось против хозяина. <...>
Когда же государь, распрощавшись с гостями своими, уходил в двухэтажный домик, охраняемый любовью народной, он мог слышать, как провожали его виваты иностранцев и благословения русских.
Художник — Александр Шабанов. Пётр и Балакирев
Художник — Александр Шабанов. Пётр и Балакирев

Ледяной дом зимний. В нём холодный очаг с ледяными дровами, намазанными нефтью для горения. Вся мебель сделана тоже изо льда. Это замёрзший дом, мёртвый, все действия здесь происходят в основном ночью. Он не защищает своих постояльцев, а практически убивает их: новобрачные шут Кульковский, который, между прочим, потомственный столбовой дворянин, и его жена чуть не замёрзли насмерть, оставленные на потеху бироновскому двору в ледяных и уже разваливающихся палатах.

Порог этого храма переступает Бирон, поставив у входа его секиру. <...> Дом переменил хозяина, и всё в нём и вокруг его изменилось... Бирон силится сделать его дворцом — и он смотрит кордегардией. Ужас царствует вокруг этого жилища; сад и в праздниках и в будни молчалив; не нужно отгонять от него палкою, — и без нее его убегают, как лабиринта, куда попавшись, попадешься к Минотавру на съедение... <...>
Зимой, говорю я, сад с окованными водами, с голыми деревьями, этикетно напудренными морозом, с пустыми дорожками, по которым жалобно гуляет ветер, с остовами статуй, беспорядочно окутанных тогами, как саванами, ещё живее представляет ужас, царствующий около его владельца.

Даже Анна Иоанновна не выдерживает тяжёлого пространства холодного дома и просит Волынского: «Артемий Петрович, вырвите меня из этого ада».

Валерий Якоби. Ледяной дом. 1878. Государственный Русский музей
Валерий Якоби. Ледяной дом. 1878. Государственный Русский музей

Шуты в этот период пользуются особым расположением императрицы, многие дворяне пополняют их ряды. В главе «Родины козы» рассказывается о шутливом поклонении императрицы и её подданных козе придворного шута Педрилло. Шутом и жалким стихоплётом изображает Лажечников поэта Тредиаковского. Пушкин будет крайне возмущён этим образом. Более того, Александр Сергеевич в переписке с автором отметил у Бирона «великий ум и великие таланты», оценил его отличные администраторские знания и умения, а у Волынского — жестокость и казнокрадство. Он настаивал на исторической достоверности в романе.

Но Лажечников чётко связывал монархическую власть с властью отеческой. Он видел лишь один путь для развития России — продолжение реформ Петра I. И негативно оценивал последствия пришлой, противной русскому человеку бироновщины.

Так ледяной дом в романе становится символом зла, распада государства и гибели не только главных героев, но и всякого понятия добра.

Виталий Ермолаев. Ледяной дворец. Большая Нева, район Дворцового моста. Архитекторы — Пётр Еропкин, Георг Вольфганг Крафт. 1991
Виталий Ермолаев. Ледяной дворец. Большая Нева, район Дворцового моста. Архитекторы — Пётр Еропкин, Георг Вольфганг Крафт. 1991

Уважаемые читатели, если вы хотите ознакомиться с романом Лажечникова или освежить его в своей памяти, то приглашаем вас в Электронную библиотеку РГБ, где он представлен в свободном доступе:

Ледяной дом : в 4 ч. / Соч. И. И. Лажечникова. — 3-е изд. Ч. 1—4. — Москва : Д. И. Преснов, 1873.