Своими знаниями об отношениях Ирана и России, а точнее как можно обойти санкции, выдвинутые в адрес России, при помощи этих отношений поделился с нами Жан-Сильвестр Монгренье. Профессор истории и географии и научный сотрудник Французского института геополитики (Парижский университет VIII). Ссылка на источник в конце статьи.
По мнению французского геополитика, российско-иранский альянс укрепляется на фоне конфликта на Украине, и Иран может стать платформой для обхода геоэкономических мер, принятых против России.
В настоящее время неясно, будет ли продлено иранское ядерное соглашение, поскольку переговоры буксуют из-за инспекции секретных объектов и новых требований Тегерана.
Также очевидно, что такое соглашение не решит проблему по существу, а тем более проблему иранских ракет или его подрывных и дестабилизирующих действий от Персидского залива до Восточного Средиземноморья, не говоря уже о Йемене и Красном море.
Конечно, по-прежнему модно отрицать реальность российско-иранского альянса. В лучшем случае две страны будут связаны ограниченными и конъюнктурными интересами на фоне фундаментальных исторических расхождений, как если бы история была лишь вечным возвращением к одному и тому же.
И “Doxa” (Doxa - независимый студенческий журнал) говорит, что у России было бы преимущество в предотвращении возвращения Ирана на рынки нефти и газа. Напротив, наблюдение за фактами подчеркивает укрепление связей между Москвой и Тегераном.
Российско-иранский альянс
После первоначальных подходов в начале постсоветского периода (“антигегемонистские коалиции” Евгения Примакова) Россия и Иран заключили стратегическое партнерство в 2001 году.
Это приняло форму важных военно-промышленных контрактов и гражданского ядерного сотрудничества, которые пережили международные санкции, введенные в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН с согласия Москвы.
Еще до подписания ядерной сделки 2015 года Владимир Путин поставлял Ирану С-300, а российские генералы планировали со своими иранскими коллегами военную интервенцию в Сирию в интересах Башара Асада и баасистского режима.
Во Франции российская партия и ее “полезные пустоголовые” объяснили, что вмешательство Путина позволит бороться с суннитским джихадизмом, а также позволит заменить сирийского Раиса более приемлемой личностью и оттеснить пасдаранов (Стражей исламской революции) и паншиитских боевиков, отправленных на этот театр военных действий Тегераном. Короче говоря, мартингейл!
Фактически, иранский режим смог прочно утвердиться в Сирии и построить “сухопутный мост” (“шиитскую дугу”) через Ближний Восток.
Таким образом, несмотря на неизбежные трения и соперничество при дележе добычи, на местах сформировался российско-иранский альянс с совместными операциями российских ВВС и ирано-шиитских наземных сил. С тех пор пакт о разведке и контрразведке завершил этот альянс (2021).
Передислокация части российских экспедиционных сил на украинский театр военных действий даже открывает новые поля действий для пасдаранцев, которых гораздо больше на юге Сирии, что беспокоит Иорданию не меньше, чем государство Израиль.
Некоторым хотелось бы верить, что гипотетическое возвращение Ирана на рынок углеводородов после возможного подписания нового ядерного соглашения обеспокоит Путина и его заместителей.
И наоборот, это возвращение увеличило бы пространство для маневра Запада, столкнувшегося с энергетической войной, развязанной Москвой (предполагалось, что Nord Stream будет коммерческим проектом: “Wandel durch Handel”!).
Если смотреть из Москвы, геополитические ставки носят глобальный характер и выходят за рамки единственного вопроса экспорта нефти: Иран является ключевым звеном в цепи ревизионистских и подрывных держав; укрепление связей с Тегераном открывает широкие перспективы за пределами Ближнего Востока.
Что касается шиитского джихадизма, он не растворим на рынке черного или белого золота. Об этом свидетельствует неустанное желание развивать ядерную программу вопреки иранским экономическим интересам. В этой области прогноз Барака Обамы был основан на философии истории бедняка, отмеченной экономизмом (аксиоматика интереса).
Более тесные связи и расширенное сотрудничество
Во время визита Путина в Тегеран 19 июля аятолла Али Хаменеи, Верховный лидер исламской революции, и его заместитель, президент Ибрагим Раисси, оправдали возникшейся конфликт между Россией и Украиной и осудили НАТО, которое в Тегеране считают причиной зла.
Кремлевскую пропаганду принимают за чистую монету не из чувства конформизма, а потому, что она соответствует идеологической ДНК иранского режима и тысячелетнему видению людей, монополизирующих власть.
Затем стало известно, что изучается новое российско-иранское стратегическое соглашение с сотрудничеством между двумя столицами, которое в будущем будет включать банковскую и финансовую сферы.
"Газпром" и Национальная иранская нефтяная компания уже подписали контракт на разработку иранских месторождений углеводородов на сумму 40 миллиардов долларов. Проект “газовой ОПЕК”, уже предусмотренный в 2000-х годах, также вернулся в поле.
В последующие недели формы этого российско-иранского альянса стали более выраженными. 9 августа Россия запустила с космодрома Байконур в Казахстане спутник иранского производства ("Хайям").
Теоретически предназначенный для гражданского использования, этот спутник, вероятно, имеет военное призвание. Согласно некоторым аналитическим данным, это может способствовать конфликтным усилиям России на Украине (если еще будет время).
В том же месяце Джейк Салливан, советник президента Соединенных Штатов по вопросам безопасности, сообщил нам, что российское правительство планирует закупить у Ирана беспилотные летательные аппараты (дроны "Мохаджер" и / или "Шахед").
С 29 августа самолеты доставили эти устройства в Россию, их недостатки и необходимая адаптация к российской военной системе объясняют, почему они до сих пор не были замечены на поле боя. С тех пор иранские лидеры признались, что рассматривают возможность закупки истребителей Су-35.
Однако главная проблема заключается в другом. В случае нового ядерного соглашения с Ираном снятие санкций и ограничений, которые препятствуют экономическому и финансовому аппарату страны, находящемуся под контролем пасдаранцев и исламских фондов, стало бы неожиданной удачей для России.
Путин и его сторонники могут использовать иранскую территорию в качестве платформы для обхода западных геоэкономических мер, при этом иранский союзник также предоставляет неоспоримое ноу-хау в этой области.
Путинизм: азиатство
Укрепление российско-иранского альянса является частью более широкой перспективы - блока ревизионистских и подрывных держав в Старом Свете. На горизонте виден поворот на Восток и появление мира, сосредоточенного на китайско-российской оси.
По крайней мере, такова геополитическая схема Путина, которую он объяснил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке 7 9 сентября. Эта речь соответствует тезисам Александра Дугина, популяризатора евразийства в российских военно-силовых кругах.
Независимо от того факта, что новая версия ядерного соглашения 2015 года не будет адекватным ответом на иранскую угрозу и риск каскадного распространения 10, вполне возможно, что администрация Байдена будет вынуждена быстро вернуть санкции в действие, чтобы обеспечить соблюдение мер, принятых против России.
Тогда не было бы недостатка в “реалистах” и тиранических критиках, которые кричали бы об американском непостоянстве.
Все это остается гипотетическим (ничего не подписано), но важно учитывать различные аспекты иранского “дела” и предвидеть последствия такого соглашения. Не забывая, что поражение России на Украине и геополитический шок, который оно спровоцирует, также станут наглядным уроком для Ирана и его главного клиента, “великого разрушителя” Китая. Это не невозможно.
Это даже в пределах досягаемости. Так много причин не сдаваться по иранской ядерной проблеме, а также в Украине и в Тайваньском проливе.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...