Авто Энциклопедия

Первый из "Москвичей". Трофейный автомобиль для простых советских людей

В свете последних новостей о новом "Москвиче", хотелось бы вспомнить о первом. Его история неотъемлимая часть тех событий, которые происходят на наших глазах. Она - фрагмент Старого Порядка, который сейчас так пытаются изменить... Когда закончилась Вторая мировая война, СССР получил часть промышленного оборудования Третьего рейха. В частности, в Рюссельсхайме, где немцы делали комплектующие для самолетов Люфтваффе.

Opel Kadett K38
Opel Kadett K38

Несмотря на то, что завод был разбомблен британцами, в тайниках сохранилось кое-что полезное. Это была часть технологической оснастки для выпуска шасси и двухдверного кузова «Опель Кадет» –самой популярной в довоенной Германии легковушки. Технической документации не нашли, в том числе по двигателю. Однако, партия все равно поставила перед советскими конструкторами разработать массовый автомобиль, по техническим характеристикам не уступающий немецкому. Причем не с двумя, а четырьмя дверьми. В серию новинку планировали запустить в августе 1946-го. Так начиналась история Москвич-400, по-настоящему народного и любимого автомобиля.

-2

Казалось, что восстановить утраченные пробелы в документах невозможно, так как опыт разборки уцелевших экземпляров «Кадетов» ничего не давал. Модель с независимой передней подвеской в те времена была весьма передовой, и прямым копированием тут не отделаешься. Вдобавок,неожиданно выяснилось, что еще с 1929 года маркой «Опель» владели… американцы. Просить у них недостающие чертежи было бы дурным тоном. Однако выход-таки нашли: поскольку летом 1945 года некоторые трудовые коллективы Германии возглавили советские граждане, они и организовали дополнительную работу над проектом непосредственно на немецкой земле. Нашли конструкторов и инженеров, ранее работавших над машиной, уговорили их помочь и те не смогли отказать.

-3

Результатом титанических усилий стал 4-дверный кузов с шаблонами для штампов, которые в дальнейшем использовались в СССР. Также, в Берлине второе рождение получил двигатель с чугунным блоком и нижним расположением клапанов. И все же к сроку не успели... Первый Москвич-400, из-за чисто административных проволочек, сошел с конвейера только в начале декабря 1946-го, и с этим «днем рождения» связан очень характерный факт. Государственные приемочные испытания «четырехсотый» прошел лишь в… 1949 году. То есть,3 года являясь серийной моделью, он был одобрен задним числом! Причем уже с 1948-го он поставлялся в Финляндию, а чуть позднее - в Польшу и даже КНР.

-4

В народе «немца с советским сердцем» называли просто «Москвичом». Других-то не было. Автомобиль получился вполне удачным и даже эпохальным. Отличавшийся неплохим внешним дизайном и надежностью, он не блистал инновациями, но покорял сердца специалистов 50-х годов независимой подвеской, несущим кузовом и гидравлическими тормозами. У «четырехсотого» отсутствовали указатели поворота, зато имелся редкий для той поры стеклоочиститель, приводившийся в движение распредвалом двигателя.

-5

Четырехдверный седан "Москвич-400" стал в СССР первым массовым автомобилем для частников. Продавался за 8 000 рублей – это были большие деньги. Однако, с учетом средней зарплаты, которая в 1950 году равнялась 600 руб, на машину можно было накопить. Особенно, если сравнивать с альтернативными вариантами: «Победа» тогда стоила 16 тысяч, а ГАЗ-12 (он же «ЗИМ») просто фантастастические 40 000. Разумеется, ажиотажа среди населения, пережившего тяжелейшие военные годы, новая модель вначале не вызывала –нужно было восстанавливать народное хозяйство, чем-то кормить детей… Однако, как только народ зажил чуточку «лучше и веселее», за машиной начали выстраиваться длиннющие очереди.

-6

В результате конвейерная жизнь Москвича-400 составила 9 лет, за которые были выпущены почти 250 тыс. автомобилей. Причем почти 10% из них – для поставки на экспорт.

-7