Новость: за 2022-й год в Беларуси выдали свыше 1,3 миллиона разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, по данным "Белтехосмотра". Это примерно на 16% меньше, чем годом ранее, но почти вдвое больше, чем в 2020 году.
Вот вроде бы самая обычная, скучная, новость. Но за ней стоит очень много всего важного. Вчитаемся в цифры:
- 2022-й год – 1 349 584 разрешения,
- 2021-й год – 1 592 354,
- 2020-й год – 726 055.
Очевиден резкий рост количества выданных разрешений начиная с 2021 года. Но чем он обусловлен?
С 2014 года в Беларуси автовладельцев обязали уплачивать так называемый "дорожный сбор", причем его привязали к прохождению техосмотра. То есть не уплатил – ТО не пройдешь. Две процедуры в одном "флаконе". Как отреагировал народ? Правильно. Многие просто-напросто перестали проходить ТО, тем более что штрафы за это небольшие.
С 2021 года уплату сбора отвязали от техосмотра, а сам сбор заменили на транспортный налог. И народ приветствовал это решение, массово отправившись на станции ТО. Плюс 800 000 разрешений за один год – это показатель!
Отказали тормоза...
Пугает, если вдуматься: сотни тысячи машин неизвестно сколько ездили по белорусским дорогам вообще без техосмотра. Хорошо, есть те, кто и без диагностической станции следит за своей машиной. А сколько тех, кто этого не делает, да еще и ездит на старых авто?
Мне запало в память ДТП, которое произошло несколько лет назад в Минске возле одного торгового центра (кажется, это был ТЦ "Замок"). У грузовика отказали тормоза, в итоге – наезд на пешехода. Начали разбираться – выяснилось, авто не проходило ТО.
У меня нет статистики, сколько за эти годы произошло аварий по причине неисправности авто. А сколько могло бы не произойти, если бы состояние машин вовремя проверяли? Как по мне, даже одно ДТП в данном случае – уже много.
Люди виноваты?
Кто виноват? Конечно, народ. Такие-сякие водители, вместо того чтобы жить по закону, нарушили. Да еще и массово. Что с ними будешь делать?
А если серьезно, законодатель, на мой взгляд, за то и получает зарплату, чтобы своевременно продумывать такие вещи и учитывать возможные отклонения от нормы. Хотя можно ли считать отклонением стремление человека не платить там, где он может не платить? Вопрос риторический.
Получилось так, что новацию ввели, шесть лет она работала, потом поняли, что работает неправильно, и поменяли. А что происходило все эти шесть лет – это как бы остается "за кадром". Почему сразу было не ввести транспортный налог, как сейчас?
Мне, если я превышу скорость, неминуемо придет "письмо счастья". Я считаю это справедливым. Есть правила, по которым живет общество. Нарушил? Отвечай. Как насчет ответственности за непродуманные законы?
Считаю, что именно ответственность – главное качество для законодателя. Иначе и быть не может, когда твои решения влияют на судьбы миллионов. Но получается так, что когда за законы отвечают сразу многие, то как бы и никто. И спросить в итоге не с кого.
Что вы думаете, уважаемые читатели? Справедлива ли критика в данном случае? Или есть вещи, которые невозможно предусмотреть, как с тем же прохождением техосмотра? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Спасибо за ваши отметки "мне нравится" и за вашу подписку на канал – здорово помогает развитию проекта. О чем этот блог? Меня зовут Евгений, я белорус, мою жену – Дарья, она россиянка. Вот уже около шести лет мы живем в Беларуси, и на этом канале рассказываем о своей жизни, а также собственно о стране. Пишем о быте, переезде, путешествиях, питании, а также обо всем прочем, что показалось нам интересным. Здесь – взгляд белоруса и россиянки "в одном флаконе". Также ежедневно на канале – новости из Беларуси. Мы выбираем самое интересное, на наш взгляд, что произошло на сутки, и комментируем. Подписываетесь, чтобы не пропустить и быть в курсе.