3,6K подписчиков

Злобный Дед Мороз, мертвая Снегурочка и другие темные персонажи новогодних праздников

498 прочитали

Приветствую всех любителей истории и историй, а так же страшных сказок на ночь глядя! Пожалуй, нет на свете человека, не любившего Новый год и Рождество, кто бы смог сдержаться от улыбки при виде столь любимых новогодних персонажей Деда Мороза и его верной спутницы прекрасной юной девушки во всем белом - Снегурочки!

Но образ доброго дедушки, спешащего из своего дома, затерянного в снегах Севера, с огромным мешком подарков для девчонок и мальчишек, совсем юн и появился только ближе к середине ХХ века, когда закончились гонения на ёлку и весёлый праздник Нового года было решено вернуть в нашей стране , о чем я живописала совсем недавно в своей статье, с которой можно ознакомится по ссылке  ниже👇🏻 

Образ Деда Мороза с новогодних открыток стар и архаичен. В древних славянских сказаниях и легендах  встречается персонаж, олицетворяющий холод, тьму, зиму. Там его описывают, как славянского Бога Зимы и Мороза. В более поздних произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его всегда представляли высоким седым стариком с бородой. Считалось, что он бродит по лесам, полям, деревням и селам, стучит своим посохом и насыпает снега. От стука его посоха наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, что он начинает править с ноября и  заканчивается его правление в марте вместе с уходом ночных морозов. За это время Морозко мог набраться огромной силы, и в гневе  устроить лютую стужу, от которой  ломалось даже каленое железо. Однако, несмотря на суровый характер, считалась, что старик был справедлив и наказывал только недобрых провинившихся людей.

Суровый, но справедливый Морозко в славянской традиции - фото из открытых источников
Суровый, но справедливый Морозко в славянской традиции - фото из открытых источников

В древней Руси Деда Мороза называли Корочун (в некоторых вариантах Карачун). Были и другие его имена: Дед Трескунец, Зимник, Студенец. 

Карачу́н, Корочу́н (укорачивающий) — в славянской мифологии был злым духом, сокращающим жизнь, ворующим солнце и олицетворяющий смерть в раннем возрасте, а также по мнению ряда исследователей божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака. Карачун явился праобразом для злобного и практически бессмертного Кащея из русских народных сказок (имя Кащей появляется в русской фольклорной традиции только после 18 века, до этого строго Карачун).

Кащей бессмертный и злобное славянское божество - одна суть, разошедшаяся во времени. Фото из открытых источников
Кащей бессмертный и злобное славянское божество - одна суть, разошедшаяся во времени. Фото из открытых источников

Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении и услужении у него были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Параллельно суровому Карачуну в мифологии древних славян существовал другое божество холода и мороза с привычным нашему уху именем Морозко. 

Морозко со слугами. фото из открытых источников
Морозко со слугами. фото из открытых источников

Однако считалось, что и Карачун и Морозко зимой хозяйничают вдвоем - покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве. Дуальность их сущности отражается в поверье, что они олицетворяли в себе не только божество зимы и смерти, но представлялись как божества, способные вызвать плодородие и урожай земли в предстоящем солнечном году после прохождения точки холода, темноты и смерти (день зимнего солнцеворота в древнеславянской традиции так же называли Корочуном).

Праобраз деда Мороза был не таким милым и добрым как мы привыкли. Фото из открытых источников
Праобраз деда Мороза был не таким милым и добрым как мы привыкли. Фото из открытых источников

В восточнославянской фольклорной традиции существовало схожее божество зимы и холодов Зюзя. Он изображался в виде лысого старика небольшого роста, с длинной седой бородой. Ходил, согласно поверью, босиком, без шапки, в белом кожухе. В руке — железная булава. Под Новый год беларусы и украинцы варили кутью, приговаривая «Зюзя на дворе — Кутья на столе». Вот как описывали этого недоброго старичка восточные славяне:

«Его дыхание — сильная стужа. Его слезы — сосульки. Иней — замерзшие слова. А волосы — снежные облака. Зимой он бегает по полям, лесам, улицам и стучит своей булавой (посохом). От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом (булавой) об угол избы — непременно бревно треснет. С ноября по март Мороз так силен, что даже солнце перед ним робеет. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец». (Зюзя // Этнография Белоруси: Энциклопедия. — Мн.: Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1989г).

Зюзя - в беларусской традиции бог зимы и мороза. Фото из открытых источников
Зюзя - в беларусской традиции бог зимы и мороза. Фото из открытых источников

В древней Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома. Но это было уже в более поздних традициях под влиянием распрастранявшегося на Руси христианства. В более ранних славянских верованиях, дабы задобрить суровое божество мороза и холода в лес ежегодно вели молодую девственницу, привязывали ее к дереву, и оставляли замерзать в лесу. Сказка про Настеньку и Морозко как раз рассказывает о подобной страшной языческой традиции. Смерть девушек в те стародавние времена воспринималась положительно, ибо считалось, что божество принимало жертву и не будет лютовать, а девушка становилась спутницей и помощницей Морозко. Позже образ невинной и прекрасной человеческой жертвы трансформировался в образ Снегурочки - внучки сурового старика.

Морозко со своими помощницами - душами невинных замороженных насмерть девушек. Фото из открытых источников
Морозко со своими помощницами - душами невинных замороженных насмерть девушек. Фото из открытых источников

Так же о человеческих жертвах, приносимых на заре истории, напоминает заплечный мешок Деда мороза. По исследованиям отдельных учёных первоначально в мешок языческое божество складывало мёртвых детей, замёрзших насмерть от холода в лесу или в поле. До сих пор нет нет да и заморозит нерадивая мать на морозе новорожденное дитя, что уж говорить о стародавних временах, когда детей рожали десятками, а присмотра за ними было не в пример меньше, да и условия существования в большинстве крестьянских семей были более, чем спартанские.

О женском воплощении сил холода, тьмы и зимы в верованиях наших предков древних славян можно прочесть в продолжении новогоднего цикла статей

Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Отмороженные истории12 января 2023

Весёлой и сказочной всем зимы!
Весёлой и сказочной всем зимы!

Надеюсь, мои страшные новогодние истории понравились вам! В любом случае, жду откликов и ваших мнений в комментариях! А я убегаю на свидание с очередным свидетелем истории! Счастливого, а самое главное Доброго  Нового года и Рождества!