Угораздило меня посмотреть вчера фильм "Марш утренней зари". Режиссёр Роман Качанов, 2022 год.
Категорически НЕ рекомендую! Если не хотите бездарно потерять полтора часа своего времени, а заодно и попортить себе настроение на весь вечер.
Про что кино?
Фильм выложен на Ютубе в свободном доступе. То есть бесплатно. И даже в таком виде он мало кому нужен. А уж чтобы пойти в кинотеатр и заплатить деньги за эту унылость... Ну, вы понимаете. Не буду давать ссылку, чтобы не продвигать это убожество; кто захочет ознакомиться, тот сам найдёт.
Для начала. Режиссёр Роман Качанов в предисловии к фильму на Ютубе сказал буквально: "Это кино о 90-х годах. Это время, когда душа пела, и всё вокруг пело и танцевало." Нужны ещё комментарии? Пожалуй, только один от меня. До сих пор есть ещё люди, которые совершенно искренне молятся на "пьянящий воздух свободы святых девяностых". И даже снимают кино про тамошний беспросвет. Что ж, кино получается таким же беспросветно-унылым. Но они этого не понимают.
Про талант создателя
Рассказывать развёрнуто про фильм нет смысла. Только одно можно упомянуть, как маркер "высокого профессионализма" создателя. Ибо Роман Качанов является и режиссёром, и сценаристом одновременно.
В киносреде считается плохим тоном использовать закадровый текст. Это когда на экране что-то происходит, а в это время диктор что-то читает, чтобы зрители получше поняли, что они видят. В советское время такое применялось, но очень редко, и очень метко. И всегда это было лишь несколько фраз. Но в целом такой приём очень не приветствуется. Рассказывать историю нужно экранным действием, а не словами за кадром. Если мы вынуждены слушать объяснения диктора, что происходит на экране, то это означает только одно: режиссёр настолько "талантлив", что не способен донести до зрителя свои идеи обычным, нормальным способом - через игру актёров.
Так вот. Этот фильм построен на закадровом тексте практически целиком! Я специально сегодня, когда писал статью, запустил его сначала и засёк время. Вступительное слово режиссёра и продюсера заканчивается примерно в 3-30, затем начинается сам фильм. И начиная с 3-40 идёт сплошной закадровый текст. Он всё идёт, идёт и идёт, вплоть до времени 21-00 (вау!) Потом мне просто надоело, я выключил. Друзья, 17 (прописью - семнадцать) минут непрерывного закадрового текста! А может, и больше; просто дальше не стал слушать.
И это ещё не всё! Этот закадровый текст периодически произносит не диктор, а... сам главный герой! То есть - актёр в сцене просто поворачивается к камере, и глядя прямо на зрителя, начинает рассказывать, что именно зритель сейчас видит! А потом отворачивается и продолжает доигрывать сцену. Вы знаете ещё что-нибудь такое же беспомощное?! На мой скромный взгляд, режиссёр Роман Качанов таким вот способом всего лишь размашисто расписался в своей полной профнепригодности. Ну как это можно ещё расценивать?!
Добавлю, что режиссёр Роман Качанов известен тем, что именно он снимал "культовый" фильм "ДМБ". В котором тоже, как вы помните, обилие закадрового текста. Может, кто-то скажет, что это у него авторский почерк такой? Ну, думайте как хотите. А по-моему, если режиссёр раз за разом, из фильма в фильм упорно применяет этот приём, это означает, что он просто по-другому не умеет.
Почему я вообще это смотрел?
Потому что в фильме задействована актриса Анфиса Вистингаузен, которая мне очень нравится. Она талантлива, она обладает очень своеобразной харизмой. Она не замешана ни в каких светских скандалах. Она принципиально не снимается в эротических или обнажённых сценах. Она отказалась уехать из России, несмотря на то, что мама, живущая во Флориде с каким-то американцем, её приглашала. А после начала СВО оказалось, что она заняла совершенно правильную гражданскую позицию, вплоть до сборов посылок бойцам на передовую! Короче, совершенно правильная, талантливая и красивая девушка. Я давно слежу за её работой, так что и этот фильм посмотрел.
И что сказать? А просто горько, что актрисам с подобным потенциалом предлагают сниматься в таком вот шлаке!
Чтобы как-то "перебить послевкусие" и не ложиться спать в унылом настроении, я прямо не вставая с кресла нашёл и включил фильм "Метро", тоже с её участием. Очень добротно сделанная отечественная "катастрофа", рекомендую! Анфиса там ещё девочка (ей лет 13 на вид), но она сыграла свою роль сильнее и убедительнее, чем Эмма Уотсон в таком же возрасте! Фильм можно критиковать и разбирать ошибки, это правда. Но на фоне "Марша утренней зари" это просто недостижимая вершина!