В данной статье рассказ пойдет о цикле из пяти работ, написанных в Антверпене Яном Брейгелем Старшим и его другом Питером Паулем Рубенсом с 1617 по 1618 годы, в котором Брейгель писал пейзажи и декорации, а Рубенс – фигуры людей и животных. Это своеобразное историческое свидетельство, выполненное в художественных образах - реальных и мифических. Полностью сохранившийся цикл находится в Музее Прадо в Мадриде.
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший стали соавторами более чем двух десятков работ. У этих мастеров было много общего, но в живописи они переживали и воплощали мир совершенно по-разному. Брейгель получил прозвище «Бархатный» за свою скрупулёзность к деталям, за изящный и деликатный стиль. Рубенс был амбициозным виртуозом масштабных алтарных и исторических картин, в которых с успехом передавал эмоции и телесную энергию. Соединившись, их отличия прекрасно дополняли друг друга.
Одна из самых известных работ этого тандема – «Органы чувств» - состояла из пяти картин: «Слух», «Зрение», «Обоняние», «Осязание», «Вкус». Считается, что созданы они были для образования собственных детей. Цель художников заключалась в показе происхождения чувственных ощущений. В этой аллегоричной серии картин художники уделяли особое внимание предметному миру, который символизировал взаимосвязь физического многообразия и духовного совершенства. Все картины написаны маслом на деревянных панелях, размером примерно 65 х 110 см.
Аллегория зрения
В центре картины «Зрение» - Венера и Купидон. Правой рукой маленький герой поддерживает полотно в раме, как бы показывая его Венере, а та поясняет ему, что на этой картине изображено исцеление слепого в Вифсаиде.
Ян Брейгель был протеже эрцгерцогов Альбрехта VII и Изабеллы Клары Евгении Австрийских, и в этой работе он включает их парный портрет (на большом столе) с видом, через арочный проем, на дворец Coudenberg.
На картине можно увидеть телескоп, циркуль, предмет, похожий на секстант и еще множество различных астрономических инструментов. На столе перед Венерой и Купидоном - медальоны, цепочки, увеличительное стекло. У ног богини лежит большой кошель, из которого рассыпались серебряные и золотые монеты, рядом -мартышки играют очками и подзорной трубой.
Полотно насыщено произведениями искусства - картинами, скульптурами, бюстами древнеримских и древнегреческих философов, полководцев, а также книгами - всем тем, что способно воспринимать зрение человека.
Эта картина представляет собой модное, по тем временам, направление в живописи – «картины в картине». Художники воспроизвели на холсте множество собственных работ: «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» работы Рубенса, а также множество работ Яна Брейгеля.
Аллегория слуха
В центре картины - поющая обнаженная Венера, в руках которой - струнный щипковый инструмент. Рядом с ней – Купидон, который поет и перелистывает ноты. Вокруг них расположились олень, попугай, кот, множество других птиц, внимательно слушающих мелодию.
На полотне изображены различные музыкальные инструменты и предметы, способные издавать какие-либо звуки: часы с боем и охотничий рог, свисток, обилие различных колокольчиков, музыкальная шкатулка, арфа, труба и др.
На заднем плане картины вверху - галерея часов, над которой большое полотно с изображением играющего на волшебной лире Орфея, у ног которого расположились звери и птицы, слушающие музыку.
В левой части картины - стол с пюпитрами и разложенными на них нотами. На стульях и на полу разложены музыкальные инструменты: контрабас, виолончель, альт, скрипка, рожок, флейта. На заднем плане - открытый клавесин, под ним – барабан. На полу рассыпаны листы с нотами.
В глубине левой части полотна расположились музыканты: три певицы, контрабасист, два флейтиста и музыкант, играющий на лютне.
Аллегория осязания
Главные персонажи картины - обнаженная Венера, целующая и нежно обнимающая своего маленького сына – Купидона, за спиной которого - колчан с отравленными любовью стрелами.
Вокруг них - множество старинных предметов, имеющих отношение к осязанию: блестящие хирургические инструменты, катушка с нитками. Слева в глубине картины - переносной горн с горящими углями.
Металлические доспехи и холодное оружие, присутствующие в картине, также олицетворяют собой осязание. Холодный металл на своем теле осязают воины, участвующие в битве. На переднем плане – арбалет и копье - орудия уничтожения противника, ранящие или убивающие его, причиняющие ему физические страдания, боль. Позади - груда металлических доспехов, защищающих воинов: нагрудники, наплечники, наколенники, шлемы.
В глубине картины – кузница, а рядом - все то, что вышло из-под наковальни кузнеца и молота чеканщика: собранные новые рыцарские латы, копья, щиты, мечи, отлитый колокол.
Аллегория вкуса
В центре картины - роскошно накрытый стол, за которым козлоногий Пан наливает нектар богов в роскошный кубок, который держит нимфа. Стол уставлен разнообразной снедью: устрицы, жареный гусь, жареная курица, омары, пироги с дичью; на десерт приготовлено блюдо с персиками и засахаренными фруктами. Перед столом на полу стоит корзина с виноградом, лежит разрезанная тыква, здесь же омар, краб, артишок.
Слева - копия картины Яна Брейгеля Старшего «Гирлянда фруктов и цветов вокруг аллегории плодородия», а рядом - громадные куски рыбы, целая рыба помельче, раки. В корзине - фрукты, два кувшина с вином. На маленьком столике - кубки, кувшины и подготовленные к подаче на стол блюда - одно с малиной, второе - с замысловатым печеньем. В кухне ярко пылает камин, перед ним один поварёнок крутит вертела с поросятами, а другой - насаживает на шампур очередную партию кур.
Справа, ближе к краю полотна - охотничьи трофеи: заяц, павлин, кабан, рябчик. На заднем плане картины изображены животные и птицы в лесу – они еще не стали добычей охотника.
На стене за столом - картины: «Брак в Кане Галилейской» и «Деревенская пирушка».
Аллегория обоняния
На цветочной лужайке великолепного, благоухающего божественными запахами сада, мальчик Купидон преподносит Венере букет цветов, а она с наслаждением вдыхает их аромат.
У ног богини расположены стеклянные бутылочки и баночки с различными снадобьями. В глубине картины на горящих углях, источая тонкие ароматические флюиды, стоит сосуд с заваренными травами и цветами. Их готовят девушки, собирающие лепестки роз.
На картине изображены животные, имеющие в своих железах ароматные вещества: морская свинка, тангалунга, олени.
Цветущие растения - повсюду: мальва, тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, сирень. И все это буйство флоры источает божественный аромат.
Более двадцати пяти лет Питера Рубенса и Яна Брейгеля Старшего объединяла не только крепкая дружба, но и плодотворный творческий союз. Питер Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом в искусстве и был крестным отцом двух детей Брейгеля. Множество замечательных картин было написано художниками в соавторстве - о них речь пойдет в отдельной статье.
https://dzen.ru/media/id/62dff205509b455e7604aca9/ian-breigel-starshii-barhatnyi-chast-1-63aa0ce4e991206d057ac30b - Ян Брейгель Старший (Бархатный) (часть 1)
Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...