1-й день. Доказательством того, что Церковь наша есть православная, а раскольническая – неправославная, может служить то, что у нас совершаются чудеса, а у раскольников нет
(Чудо св. Василия, еже сотвори в Никеи)
Доказательством, с одной стороны, того, что Церковь наша есть истинная, святая и православная, а, с другой, того, что церковь раскольническая не есть православная, а церковь лукавствующих, может служить между прочим и то, что в нашей Церкви как прежде совершались, так и доселе совершаются и, конечно, и впредь будут совершаться истинные чудеса. У раскольников же истинных чудес нет, не было и не будет. На это, братие, мы вам и пример представим. Греческий царь Валент, по вере еретик-арианин, закрыл православные церкви в своём государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Последние сказали царю: «Прежде, чем привести в исполнение своё повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они на оном победят Василия, то мы все беспрекословно покоримся тебе». Царь согласился и призвал Василия в Никею. Василий, сказав Валенту, что пусть его с арианами Бог рассудит, поступил так: он повелел запереть двери одной из церквей и сказал арианам: «Хотите ли рассудить, чья вера правая, чрез эти двери? Если, по молитве вашей, оне отверзутся сами собой, будем знать, что правда на вашей стороне; если же отверзутся по молитве нашей, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы». Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но «не бысть, – как сказано, – ни гласа, ни послушания». Затем настала очередь православных. Св. Василий с клиром и народом православным подошел к церкви, преклонил колена и стал молиться. «И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковные». Все ужаснулись и прославили Бога. Царь повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром.
Пример, кажется, убедительный. Как видите, еретики-ариане целый день молились об открытии врат церковных, но не было ни гласа, ни послушания. Помолились православные, и двери открылись сами собою. Ясно, значит, что с православными была благодать Божия, с которою верующему вся возможна суть, у еретиков не было благодати, и молитва их осталась тща. То же, вот, происходит и теперь. В нашей Православной Церкви и сейчас открываются нетленные мощи святых, при которых силою Божьею совершаются великие чудеса; те же великие чудеса явлены бывают и от святых угодников, прежде почивших, и от святых икон и, наконец, вообще от Господа.
А у раскольников видим ли что подобное? Нет, а видим одни лишь взаимные распри: там поповщина, а здесь беспоповщина, там бегуны, странники и т.д. без конца. А между тем все веруют по одним и тем же старопечатным книгам. Может ли быть после сего у них благодать Божия? Могут ли быть чудеса? Конечно, нет, и спасение у них невозможно. Бегайте же, братие, от раскольников и смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). Аминь.
2-й день. Истинное покаяние и молитва праведного о грешнике чудеса творят
(Слово о святом отце нашем Василии Великом, како избави молитвами своими прельщенного отрока от бесов)
В житиях святых мы иногда встречаемся с событьями чудными, страшными, поразительными. Чтобы убедить вас в этой истине, мы сегодня и предлагаем вашему вниманию одно из таковых событий, записанное в житии св. Василия Великого.
Жил в Царьграде некоторый вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить на служение Богу. Дьявол, не терпя желания вельможи, возбудил в одном из слуг его страсть к девице, и этот слуга, желая во что бы то ни стало жениться на ней, пошёл к одному из чародеев просить в своём деле совета и помощи. Последний направил юношу-слугу к сатане и сей спросил его: «Веруешь ли в меня?» «Верую», – сказал юноша. Сатана продолжал: «Да, вот, вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи; а когда я помогу вам, опять идёте к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от Него навсегда, и тогда я исполню твоё желание». Юноша удовлетворил сатанинскому желанию, а сатана удовлетворил желанию юноши. Возбуждаемая бесами, дочь вельможи, в свою очередь почувствовала непреодолимую страсть к слуге своего отца и стала просить его, чтобы он отдал её в замужество за слугу. Сколько ни возражал ей отец, сколько ни плакал, сколько ни умолял оставить её намерение, дочь оставалась непреклонною и заявила отцу, что она наложит на себя руки, если не будет женою слуги. Отец тогда уступил и отдал дочь юноше. Сначала все шло хорошо; но затем некоторые из соседей стали замечать, что юноша не ограждает себя крестным знамением, не ходит в церковь и не причащается Св. Таин. Они сказали об этом дочери вельможи, и та поняла весь ужас своего положения; но, к счастью, после первых приступов отчаяния, образумилась. Она привела своего мужа к св. Василию Великому, а сей, получивши полное признание от юноши во всем и полное раскаяние, удалил его в одну из келий и заповедал ему молитву и пост, а вместе и сам стал молиться за него. Прошло несколько дней. Св. Василий пришел к юноше и спросил его: «Как ты чувствуешь себя, сын мой?» «В великой беде нахожусь, отче, – отвечал юноша, – ибо бесы совершенно не дают мне покоя». Святой сказал: «Не бойся, чадо, только веруй!» и, оградив юношу крестным знамением, оставил его. Пришедши же к нему ещё через несколько дней, Василий опять спросил: «Как себя чувствуешь?» «Ничего, отче, – отвечал юноша, – теперь я только издали слышу вопль бесов, сами же они не мучают меня». Но вот прошло сорок дней после заключения, и Василий паки пришёл к юноше и паки спросил: «Ну, как себя чувствуешь, брат?» «Теперь – слава Богу, отче: ныне ночью я видел тебя боровшимся с дьяволом и одолевшим его». После сего святитель собрал весь клир церковный и множество христиан и провёл с ними всю ночь в молитве о юноше. На другой же день, с пением псалмов, привёл юношу к церкви. Тут дьявол со страшною силою напал на последнего, так что юноша стал кричать: «Святче Божий, помогай мне!» Василий сказал дьяволу: «Неужели не довольно для тебя одной твоей погибели, за что же мучаешь других?» Дьявол отвечал: «Обижаешь меня, Василий? Не я к нему пришёл, а он ко мне, и его писание, которое у меня в руке, я покажу на суде общему Судье». Святитель сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не сведут к земли эти люди простертых к небу рук своих до тех пор, пока не возвратишь ты мне рукописание юноши». И, обратившись к народу, воскликнул: «Поднимите руки ваши на высоту небесную, все, вопия со слезами: «Господи, помилуй!» И все стали на молитву с воздетыми к небу руками. Во время молитвы, к изумлению всех, рукописание юноши слетело с верха купола церковного по воздуху и было взято руками святителя Божия. Все исполнились необычайной радости, прославили и восхвалили Бога. А Василий, показав рукописание юноше, спросил его: «Знаешь ли, брат, чья это расписка?» «Ей, святче Божий, моею рукою написана», – отвечал юноша. И затем святитель в виду всех разорвал рукописание, ввёл юношу в церковь и сподобил св. причащения. Юноша и жена его после сего вышли из церкви, громко хваля и благодаря Бога.
Выслушавши это сказание, вы, конечно, согласитесь с нами, братие, в том, что в житиях святых мы можем подлинно встретиться с повествованиями чудными, страшными, поразительными, а вместе и поучительными. Да, чудно это сказание из жизни Василия Великого, ибо показывает, до какой степени глубоко вкоренился в природу человеческую грех; страшно по тем последствиям, до которых грех доводит человека; поразительно по дерзости дьявола и силе козней его; а, наконец, и поучительно в том отношении, что показывает, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, что оно к истинно кающимся беспредельно и что молитва праведного имеет великую силу в очах Божьих. Примем всё это, братие, к сердцу нашему и будем непрестанно помнить, что мы здесь, на земле, – как бы воины, поставленные на сражение, что нам необходимо постоянно бороться с плотью, с миром и с дьяволом и постоянно иметь наготове те духовные оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего спасения. Аминь.
3-й день (1). О приготовлении к смерти
(Слово о святем Василии Велицем и о Ефреме Сирине, повесть душеполезная)
Как нам жить на свете, тому нас постоянно учат и, конечно, хорошо делают; ибо для жизни ничего нет лучше, как уметь хорошо жить. Всё это так, но вот чего жаль: почему нас или вовсе не учат, или очень мало учат тому, как надобно готовиться к смерти, как надо умирать? А это последнее учение, по нашему мнению, важнее первого. «Всякая ошибка в жизни, – говорит один из проповедников, – может быть исправлена, а умирают только однажды; всем нам лежит однажды умереть, потом же суд. И как кто умрет, так и предстанет на сей суд» (Воскр. Чт. 1840 г. № 19, стр. 165). Поэтому, повторяем, учение о смерти, пожалуй, полезнее, чем учение о жизни. А если так, то и учение о смерти примем к сведению и на первый раз урок о смерти возьмём из следующего приточного повествования, помещённого в Прологе.
Были два брата, у которых было много детей. Они приучали детей к особенному трудолюбию и чрез это обогатились. Однажды в этом семействе произошло следующее: один из братьев призвал к себе детей своего брата и сказал им: «Брат мой, а ваш отец знает такой день, потрудившись в который можно навсегда обогатиться и потом уже жить без труда; я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой это день; и потому ступайте к отцу вашему, он скажет вам об этом дне». Дети с радостью пошли к отцу и усиленно стали просить его, чтобы он указал им тот день, после которого можно бы было им жить без труда. Отец отвечал: «Я и сам, дети, забыл этот день, но ступайте и потрудитесь год; в это время, может быть, вы и сами узнаете о дающем беспечальное житие дне». Дети потрудились целый год, но такого дня не нашли и сказали об этом отцу. Отец отдал им должное за труд и сказал: «Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, осень, зиму и лето, трудитесь, и вы найдете день тот». Дети трудились, но такого дня, в который можно бы было навсегда обогатиться и далее уже не трудиться, опять не нашли. Отец, по окончании года, снова отдал им награду за труд и при этом ещё сказал: «На будущее время поступите так: разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь и найдёте этот день». Дети и это повеление отца исполнили, но опять такого дня, в который можно бы было обогатиться и после которого не трудиться, – не нашли. Тогда дети сказали отцу: «И опять указанного тобою дня мы не нашли, а поскольку утомились, а вместе и средства к жизни себе приобрели, то боле трудиться уже не станем». Отец отвечал: «День, который я указал вам, есть день смерти, а потому вы его и не нашли, ибо он постигает нас весьма не часто и тогда, когда мы вовсе о нём и не думали. А потому должно трудиться для спасения души день и ночь и готовиться к смерти».
Чему же поучает нас это приточное повествование? Ясно, что тому, что день смерти, если мы к нему приготовимся добрыми делами, подлинно будет для нас днём, в который мы будем считать себя навсегда обогатившимися и после которого нам не нужно уже будет более страдать и трудиться. Ибо чрез смерть мы перейдем из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную... Перейдём в тот град, в котором отрешимся от всякого земного бремени, от скорби, болезни и смерти. Там отимет Бог всяку слезу от очей наших, и смерти не будет ктому: яко первая мимоидоша (Откр. 21:4). Аминь.
3-й день (2). Без причащения Тела и Крови Христовых спастись нельзя
К ПРИХОЖАНАМ, ЖИВУЩИМ СРЕДИ РАСКОЛЬНИКОВ
(Слово о святем Василии Велицем и о Ефреме Сирине, повесть душеполезная)
В Прологе на третий день января, в слове о святом Василии Великом и о Ефреме Сирине, между прочим говорится: «Cвятое причастие есть богатство неистощимое... и всего мира честнее есть Тело и Кровь Сына Божия». Что значат эти слова? По нашему мнению, то, что если Тело и Кровь Сына Божия честнее всего мира есть, то они и должны быть для христианина драгоценнее и необходимее всего и без них спастись нельзя. Но вы возразите мне: а как же раскольники – беспоповцы говорят, что со времён патриарха Никона причащения истинного нет и потому причащаться можно только духовно: читать писания, молиться, поститься и делать добрые дела. Что мне ответить вам на это?
Апостол Павел говорит: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет (1Кор. 11: 26). Какой хлеб и какую чашу? Конечно, Тело и Кровь Христовы. Что значит: дондеже приидет? До тех самых пор, пока не приидет Спаситель на суд. Итак, вот уже здесь первая ложь раскольников, что со времен патриарха Никона истинного причащения нет. Оно, как видите, пребудет до Страшного суда Христова, и какое-то особенное, духовное причащение, поэтому выдумывать не следует. Посмотрим теперь далее: можно ли спастись без причащения Тела и Крови Христовых.
Христос Спаситель говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. 6:53). Слышите ли? Сам Господь говорит, что без причащения спастись нельзя. Что скажут нам теперь отцы и учители Церкви? Да то же самое, что и Христос Спаситель. «Для вечной жизни, – говорит Св. Василий Великий, – необходимо причащение Тела и Крови Христовых» (в „Нравственных правилах”, прав. 21-е).
Св. Златоуст: «Такое страшное Таинство может ли кто презирать (не употреблять), кроме человека, лишенного вовсе ума и чувств?» („О священстве“, слово 3-е).
Наконец, св. Кирилл Александрийский: «Иже Церкви Божия и причастия Св. Таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи» (цитата из „Слова об исходе души и Страшном Суде”).
Кажется, довольно. Да, довольно с раскольниками. Помыслим со св. Иоанном Златоустом, какой чести удостоены мы, какою наслаждаемся трапезою! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отселе исходящего; тем питаемся мы, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. О, кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его! (Пс. 105:2) Аминь.
4-й день. Против кощунства
(Слово от Лимониса, сказание о чудеси, о детях служивших)
В Прологе, в «слове от Лимониса, в сказании о чудеси, о детях служивших» чрезвычайно ясно раскрываются две истины: первая – та, что Бог поругаем не бывает, а вторая – та, что грех кощунства есть грех страшный. Чтобы доказать ту и другую истину, обратимся к делу. В одном из сёл дети пасли овец. Дети, разумеется, везде дети и при случае всегда стараются воспользоваться временем для того, чтобы отдаться детским играм. Так было и с упомянутыми детьми-пастухами. Но игра игре рознь, и иная игра даже полезна для детей, а другая может составить для них большое зло. Именно последней игре в этот раз дети-пастухи и предались. Они вздумали устроить следующее: «Давайте, – сказал один из них, – совершать литургию и приобщимся, как и священник творит в церкви». Предложение было принято. И вот дети поставили одного из своих священником, а других двоих диаконами. Началось кощунство. Один из близлежавших камней дети сделали алтарем и положили на него хлеба, а в чаше вино. И стали одни говорить возгласы диаконские, а другие – священнические. Дети, как всегда прежде присутствовавшие в церкви при службах, видимо, порядок службы знали. И вот когда, при их кощунстве, настало время к раздроблению хлеба и причащению, внезапно упал с неба огонь и истребил всё: и хлеб, и вино, и камень, на котором первые поставлены были. Видя явный гнев Божий, дети от ужаса пали на землю, не могши подняться с неё и сказать хотя бы одно слово. Ужас их был безграничен. Родители их, не видя их в обычный час возвращающимися домой, вышли навстречу туда, откуда отроки должны были возвращаться, и нашли их там, где они кощунствовали. Но в каком виде? Нашли их немыми, потерявшими сознание, близкими к смерти, и принуждены были отнести их к себе домой. Отцы недоумевали, отчего так произошло всё. Но вскоре дело объяснилось. Когда дети пришли в себя, то рассказали про то, что с ними случилось. Кончилось тем, что все прославили Правосудного и Всевидящего Бога.
Итак, братие, первая истина, что Бог поругаем не бывает, доказана в сказании тем, что, когда святейшее Таинство было, хоть и без полного разумения, оскорблено, могущество и правосудие Божие тут явили себя в полной силе. Внезапно упал с неба огонь и попалил все, если так можно выразиться, кощунственное дело. А далее дети и отцы из всего происшедшего должны были понять, что грех кощунства подлинно есть страшный грех и без наказания от Бога не оставляется. Будем и мы помнить всё это, и для того, чтобы охранить себя от упомянутого греха, будем постоянно носить в сердце страх Божий, будем с полным благоговением относиться ко всему священному и чаще будем приводить, наконец, себе на память слова Писания: горе вам, смеющиеся ныне, яко восплачете и возрыдаете. Аминь.
5-й день (1). Не должно на исповеди скрывать грехов
(Прол. Янв. 5)
Некоторые из христиан скрывают на исповеди свои грехи. Одни скрывают их из-за ложного стыда, другие из-за ложного страха, третьи по неверию, четвертые по невежеству и т.д. Хорошо ли так делают эти люди? Нет, братие, знайте, что очень худо: ибо они, скрывая свои грехи, лгут перед Самим Господом, грехи свои после исповеди удваивают и радость творят дьяволу. Рассмотрим всё в подробности. Кто принимает исповедь нашу: священник ли исповедующий или Господь? Конечно, Господь, как об этом в церковном поучении от духовника и говорится: «се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Значит, подлинно лгут пред Господом скрывающие на исповеди свои грехи. И грехи свои удваивают скрывающие их на исповеди. «Аще ли что скрыете от Мене, – говорит духовник кающимся, – сугуб грех имате». И скрывающие на исповеди свои грехи творят, наконец, радость и дьяволу. В поучении церковном пред Крещением Господним сказано: «не таим, братие, согрешении наших, но, исповедавшеся (пред) духовным отцом, покаемся о них чистым исповеданием. Аше бо утаим зде, то радость творим большую неприязни, т.е. дьяволу».
Итак, братие, во всех отношениях худо поступают скрывающие свои грехи на исповеди. Как видели, они лгут и пред Господом, и удваивают свои грехи, и, наконец, радость творят дьяволу.
Ввиду этого, потщимся, братие, на будущее время открывать на исповеди свои грехи без всякой утайки, как сами сознаем их в своей совести, поставляя себя, при исповеди, пред всевидящим оком Божиим. Будем раскрывать свои греховные немощи и тяжкие недуги пред духовным отцом, как пред Господом Богом, Который в последний день будет судить живых и мертвых, и всем воздаст по делам» (Евсев. ч. 2, стр. 469). Аминь.
5-й день (2). Не должно на исповеди скрывать своих грехов
(Поучение перед Крещением Господним)
Иные по неверию, другие по маловерию, третьи из-за ложного страха, четвертые из-за ложного стыда скрывают на исповеди свои грехи и думают, что это ничего. Но это вовсе не ничего. Господь прощает только тех, которые приступают к исповеди с сокрушением сердца и исповедуются во всех грехах без исключения; а тех, которые скрывают их, осуждает, как и говорит священник пред исповедью кающемуся: «аще ли что скрывши от Мене , сугуб грех имаши». Поэтому, братие, будьте откровенны на исповеди и ничего не скрывайте. И тогда только Господь простит вас.
Слово церковное «перед Крещением Господним» по этому делу учит так: имея милостивого Владыку, не будем ленивы повседневно молиться Ему о прощении всех грехов наших, которые мы соделали или в пьянстве, или во лжи, или в лакомствах и хищениях. Обо всём том придётся отвечать всем нам – и рабу, и свободному, и богатому, и убогому – на Страшном Суде Христовом, где нет лицеприятия. Никто из нас там друг другу не поможет: ни отец сыну, ни мать дочери, ни брат брату, ни раб господину; но каждого из нас собственные его дела или оправдают, или осудят. Поэтому, братие, не будем утаивать на исповеди грехов наших, но, открывая их пред отцом духовным, покаемся в них чистым сердцем. Ибо, если иначе, когда утаим их здесь, то доставим радость врагу нашему дьяволу. А если исповедуемся в них искренно, то плач нанесём врагу, а Богу доставим радость. Ведь Сам Господь сказал, что радость на небесах бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии. А мы вот, братие, и однажды не хотим в грехе покаяться, и до смерти в нём живём, прилагая к нему и другие грехи. Опомнимся же, и от грехов чрез покаяние очистимся и к Богу возопием: «Владыко, согрешили мы на небо и пред Тобою и недостойны называться сынами Твоими! Сотвори нас, как единого от наёмников Твоих, и прости нам согрешения наши!»
Так учит нас слово церковное и учит, как видите, быть откровенными на исповеди и не скрывать на оной наших грехов. Да, так конечно и должно быть непременно. Как скрывать грехи, когда Господь ведает даже и сущая во тьме (Дан. 2: 22); как скрывать, когда очи Господни на всяцем месте сматряют злыя же и благия (Притч. 15: 3)? Как скрывать, когда очи Его назирают всю землю (2Пар. 16:9). И Он всеведущ! Нет, братие, от Бога не уйдёшь и ничего не скроешь. Вся нага и объявлена пред очима Его, говорит Апостол (Евр. 4:13). Не будем же лжецами пред Ним, а пойдём к Нему, как дети, ищущие у Него, как у отца, прощения, с полною откровенностью, с полным сознанием своей греховности, сокрушением сердца и смирением. И тогда Он примет покаяние наше. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Печаль бо яже по Бозе, покаяние нераскаянно (т.е. неизменное) во спасение соделовает (2Кор. 7:10). Аминь.
6-й день (1). Великопостное поучение о приготовлении к причащению Св. Таин
(Прол. Янв. 6)
Вот, братие, наступил Великий пост, и вы будете причащаться Св. Таин. Всё это прекрасно; но вот в чем дело: Апостол говорит: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1Кор. 11:27, 29). Из этих слов Апостола явствует, что можно причащаться достойно и недостойно. Достойно, т.е. соединиться со Христом, недостойно – т.е. суд себе ясть и пить. Так как, после сказанного, вы, конечно, поняли, что для достойного причащения нужно и некоторое приготовление, то об этом приготовлении и побеседуем.
В церковном поучении «на Крещение Господне» между прочим говорится по этому поводу следующее: «Воспрянем, братие, и как от сна пробудимся, покаяние приемля. Смирением украсимся, братолюбием и страннолюбием к Богу приблизимся; чрез милостыню сынами Божьими сделаемся». И тогда примем достойно Пречистое Тело и Кровь Христовы и от грехов своих очистимся. Сказал св. Апостол: «аще кто недостоин сый приемлет Тело Божие, то грех себе яст и пиет, не рассмотряя Тела Христова». Знайте, что Таинство причащения – не простая служба или молитва, но живая и освящающая жертва. Её Херувимы и Серафимы со страхом трепещут, и все бесплотные Силы, не смея на оную взирать, трепетно движутся. Поэтому силам небесным и мы уподобимся и со страхом и любовию примем Тело Господа и добрыми делами приблизимся к Нему и приимем Его в себя для того, чтобы и Он принял нас в бесконечное Свое Царство.
Какое поучение возьмём для себя из всего сказанного, братие, чтобы достойно причаститься Тела и Крови Господних? То, что мы, приступая к причащению, должны прежде всего принести искреннее раскаяние во всех содеянных нами грехах; далее, чтобы, приступая к великому Таинству причащения, мы тщательно благоукрасили бы душу и тело для того, чтобы достойно встретить небесного Посетителя души и тела Господа Иисуса, а, наконец, и то, чтобы мы всегда помнили, что душа наша должна гореть искреннею и постоянною любовью ко Христу, Спасителю нашему, и Отцу Его, и Святому Духу, Единому в Трёх Лицах сущему Богу нашему (Заключение взято с перерывами у Евсевия, ч. 2, стр. 442–443). Аминь.
6-й день (2). Что нужно для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин
(Поучение на Крещение Господне. Прол. Янв. 6)
В Прологе на Крещение Господне между прочим читаем: «Приимем достойне Пречистое Тело и Кровь Христову, и тако от грех своих очистимся. Рече убо Святый Апостол: аще кто недостоин сый приемлет Тело Божие, то грех себе яст и пиет, не рассмотряя Тела Христова». Итак, этими словами святая Церковь учит нас стараться о том, чтобы быть достойными причастниками Тела и Крови Христовых. Но что нужно для сего?
Надобно прежде всего укрепить веру в себе. Во что? В Божество Господа нашего Иисуса Христа, в Его пришествие на землю, в Его жизнь на земле, в Его чудесные деяния, в Его спасительное учение, в Его крестную смерть, славное Воскресение и Вознесение на небо. В то же время надобно устроить себя так, чтобы душа имела несомненное убеждение в том, что все обетования Спасителя верны; и что, прилепляясь к Нему и исполняя заповеди Его, и мы наследуем жизнь вечную. Поэтому, приступая к Святой Чаше, скажем Ему, нашему Спасителю: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя».
Далее, надобно иметь страх Божий. Для возбуждения его помыслим: где мы стоим, перед Кем стоим, чего ожидаем. Стоим перед Царем царствующих и Господом господствующих, Который приходит заклатися и датися в снедь верным. Стоим в храме Его пред Святыми Тайнами Его, перед которыми трепещут Херувимы и Серафимы. Ждём вхождения Его, Царя славы, в дом смиренный души нашей, прокажённой и грешной. О, Господи, всели в сердца наши страх Твой Божественный и сподоби неосужденно принять Пречистое Тело Твоё и Честную Кровь Твою!
Наконец, должно воспламенить в сердце и любовь к Богу. Стань, причащающийся, пред лицем Господним, как блудный сын, возвратившийся к отцу, и с любовью смиренною скажи Ему со святым мужем [Святым Димитрием Ростовским]: «Господь мой и Бог мой в пречистых Таинах есть исцеление мое, аз же – больный; Господь есть здравие мое, аз же сокрушенный, расслабленный и еле жив; Господь есть живот мой, аз же мертв; Господь есть восставление мое, аз же падый; Господь есть оправдание мое, аз же осужденный; Господь есть взыскуяй мя, аз же погибший. Приступаю убо, яко больной к Целителю, да исцелюсь; яко мертв к животу моему, да воскресну и оживу от смерти греховныя в добродетель; яко падый к Восставляющему мя, да более не падаю; яко осужденный к Судии моему, да из неправедного праведным мя сотворит Своим благоутробием, приступаю яко погибший к ищущему мя Человеколюбцу, да всегда с Ним и в Нем пребуду, Он же со мною и во мне. Приемлю пречистыя Таины, да от причащения их стяжавши помощь, отныне положу начало спасения моего» (Св. Димитрий Ростовский – „О Причащении Св. Таин”).
Итак, с верою, любовью и страхом Божьим к пречистым Тайнам приступим, да причастицы жизни вечные будем!
Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь.
7-й день. Против самомнения и самохвальства
(Из повести св. Феодора, епископа Едесского, о столпнице дивнем, иже во Ефесе)
Духовная гордость губит многих. Из-за неё люди не только часто лишаются награды за свои добрые дела, но и навлекают на себя гнев Божий. Видов этой гордости много, и перечислить их трудно. Для примера возьмём один следующий. «Ах, – говорят иные, – какие все ныне живут бессердечные богачи: слез у бедных не отирают, любви к ближним не имеют! Что, если бы я был богат? Сколько бы призрел вдов и сирот! Сколько бы сделал добра!» И что же? Случается иногда, что и действительно такому человеку богатство попадает и действительно он из него и добра немало делает. Но как? Непременно с мыслью: «Вот я каков! Несмь якоже прочии человецы!» А чрез эту фарисейскую хвастливость добро его уже и перестаёт быть добром в очах Божьих.