Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Казнить нельзя помиловать или избирательная цензура?

Поводом, для написания данной статьи, послужил комментарий от подписчика к одному из последних материалов, опубликованных в ушедшем 2022 году. И хотя там речь шла о конкретных именах, но в конечном итоге подразумевались все уехавшие, а так же и оставшиеся, но, в каком-то смысле, занявшие позиции по ту сторону баррикады. И вот фрагмент того комментария «...Те, кто заявил о своей ненависти к России или к россиянам, должны быть подвергнуты остракизму...». Прошу прощения за фразу, вырванную из контекста, но общий смысл она, тем не менее, передаёт.

Конечно предателей не любят и отношение к ним в любой стране и в любом обществе соответствующее. Но как должно вести себя государство и общество (то есть мы с вами) если люди, предавшие свою страну и свой народ принадлежат к творческой касте и, в былые времена, созданные ими произведения (музыка, песни, кинофильмы и т. п.) являлись достоянием страны и её населения?

Как это было в СССР - многие прекрасно помнят. Если кто-то из творческой интеллигенции эмигрировал или попросту сбегал из страны (я о так называемых "невозвращенцах") то их книги переставали издавать, а уже изданные были, скажем так, не рекомендованы к прочтению или вообще запрещались, фильмы, с участием уехавших на Запад актёров, оказывались на " полке", переставали выпускать пластинки с их записями и т. д. Однако под этот "замес" часто попадали как совершенно невинные (ага, "лес рубят-щепки летят") люди, так и само государство, которое несло репутационные и финансовые потери. Вот возьмём к примеру кино: то, что фильм оказывался " на полке" из-за того что кто-то из съёмочной группы сбежал на Запад приносило финансовые убытки государству (кино то снималось не на частные инвестиции), а помимо этого невинно страдали все, кто принимал участие в создании фильма: актёры, режиссёры, сценаристы, операторы.. Все). Но те времена уже вроде как в прошлом. Иначе, в нынешних реалиях, мы могли бы лишиться даже таких безобидных и, в то же время, культовых вещей как скажем "Ирония судьбы или "С лёгким паром!", "Служебный роман" и не только. Ведь в "Иронии", как и в "Служебном романе"("Гараже", "Москва слезам не верит" и т.д.) снималась Ахеджакова, а ещё в "Иронии судьбы" пела АБП - в советские времена этого было бы достаточно, чтобы убрать данные произведения из телеэфира. Да и Барбара Брыльска успела "отличиться" пока я "мариновал" данную статью, всё никак не решаясь опубликовать. Правда к Барбаре у меня особых претензий нет - она не россиянка, а значит в чëм-чëм, но в предательстве её обвинить не получится. В неблагодарности и "хамелеонстве"- да, но не в предательстве.

Но у каждого из нас есть своя, "внутренняя" цензура и только она способна по-настоящему разрешать или запрещать. У одних эта самая цензура разделяет человека актёра(певца) и человека-гражданина ("мухи-отдельно, котлеты-отдельно"), а у других "гордиев узёл" рубится наотмашь: "умерла,так умерла". Какой из этих двух подходов наиболее правильный и честный - судить сложно: в данном случае каждый сам себе судья. Но одно несомненно: есть личности, от ухода которых, несмотря на их известность и даже былую популярность, наша культура не только ничего не потеряла, а скорее выиграла (вот правда надолго ли? - ведь на место одной бездарности может прийти десять других). Но есть имена, которые так просто из нашей истории не вычеркнешь. Ту же АБП или того же Макаревича с его "Машиной времени". И даже те, кто изменил своё к ним отношение, не факт что изменили своё отношение к их творчеству и выбросили на помойку их пластинки и кассеты. Например я не перестану смотреть любимые фильмы и слушать музыку, которая мне нравилась, только из за того, что актёры или музыканты оказались не со своим народом в сложное время, а кто-то и вовсе переметнулся через "линию фронта" которая, так или иначе, проходит через каждого из нас. Просто моё отношение ко всем этим людям уже никогда не будет прежним и своими "кровными" я их уже никогда не поддержу. То есть не куплю билет на их концерт (если вдруг таковой состоится, что маловероятно) и диски с их музыкой тоже приобретать не стану. Но отождествлять этих людей, с теми образами, которые они создавали на сцене или на экране, наверное всё же не стоит. Впрочем, об этом я уже сказал, поэтому прошу прощения за повтор.

Конечно тема, которую я поднял в данной публикации, весьма и весьма неоднозначна и вряд ли все мнения из комментариев (которые наверняка будут) удастся "привести к общему знаменателю", но всё же любопытно услышать других, что они думают по данному поводу и как к этому относятся.

И на этом у меня пока всё. А далее дело за вами, друзья. Высказывайтесь что вы обо всём этом думаете.