Дорогие друзья, здравствуйте!
Признаюсь, этот материал должен был выйти, как минимум, несколько дней назад. Но неожиданно, как часто бывает по закону подлости, в самый канун новогодних праздников я заболела. Вирусы, бродят по городу, да и московская погода с постоянными перепадами температур, весьма располагает к простудам…
А написать о моноспектакле «ХлестакоFF» Театра «PROзрение», который был показан в конце декабря мне очень хотелось! Уж больно необычный, задорный, зажигательный он получился в результате совместного творчества драматурга Евгении Юсуповой, режиссера театра «PROзрение» Светланы Сологуб и актера театра и кино Владимира Кванта.
Более того, как оказалось, саму пьесу «Сюртучок» по мотивам знаменитого произведения Н.В Гоголя «Ревизор» Евгения Юсупова написала в 2022 году не просто так, а специально под данного актера.
Предысторией рождения постановки «ХлестакоFF» со мной поделилась режиссер Светлана Сологуб. По ее словам, как только она познакомилась с актером Владимиром Квантом, то сразу поняла, что он – Хлестаков! Да, вот так бывает! Иногда сразу понятно, что определенному актеру очень подходит определенный образ и конкретная роль.
Когда Светлана сказала Владимиру, что ему нужно играть Хлестакова, выяснился интересный момент. Оказывается, сам актер тоже всю свою творческую жизнь мечтал сыграть именно этого персонажа. Вот чувствовал он в себе Хлестакова, и все тут! Это еще помимо внешности… Однако никто и никогда ему такую роль почему-то не предлагал.
Тогда Светлана Сологуб обратилась к своей знакомой, драматургу Евгениии Юсуповой, которая специализируется на написании монопьес на исторические темы. Светлана предложила: «Есть суперактер и есть суперидея, напиши какую-нибудь фантазию от имени почти 40-летнего Хлестакова, о том, как он дошел до такой жизни, как существует».
Драматург с радостью откликнулась и написала маленькую пьесу по мотивам «Ревизора» под названием «Сюртучок».
И сразу после того, как все творческие «звезды» удивительным образом сошлись, очень легко, ненавязчиво, задорно, буквально за 3 репетиции, родился этот небольшой и легкий моноспектакль на тему повзрослевшего Хлестакова.
Да и сам спектакль, как я уже написала выше, смотрится очень легко и задорно. Его просто хочется смотреть, получая, для начала, просто эстетическое удовольствие от образа Хлестакова. До такой степени этот материал идет актеру Владимиру Кванту!
И так, по сюжету моноспектакля, Хлестакову 35 лет, родом он из деревни. И в ходе примерно часовой постановки он делится со зрителями историей своей жизни, наполненной, преимущественно, гулянками и весельем, бурными возлияния, карточными выигрышами и проигрышами, флиртом с дамами и, поначалу, мелкими хитростями.
К учебе тяги у Хлесткова никогда не было. Учебе у Хлестакова все противилось: «то солнце разморит, то ягода поспеет. А вот карты так развлекут, что книги сами из рук валятся».
И это в отличие от его старшего брата - Алексашки, который смог выучиться, переехать в Петербург и там стать ревизором.
Младшенький же мечтал стать актером: «Душа сцены просит», говорит Хлестаков. В отрочестве он даже в театре был: «Там было шумно, музыка, дородные артисты в аглицких костюмах. - А может это цирк был». «Уже и не помню», - откровенничает герой.
Как уже становится ясно только из одной этой фразы, Хлестаков – человек неглубокий и недалекий, но к разгульной жизни и различным мелким аферками по характеру склонный.
Хлестаков всегда хотел стать актером и любил танцевать.
Об этом знала и его мать. Она давным-давно говорила про его желание стать артистом: «Куда тебе, скатишься. Сиди в деревне не позорься».
Однако он все же «выпорхнул» из родительского гнезда, вслед за своим старшим братом, который удачно устроился в Петербурге.
В столице Хлестакова «через связи» устроили работать коллежским регистратором в канцелярию. Зарабатывал он там мало, однако тратить любил много.
Итогом такой разгульной жизни с трактирами, картами, обильными возлияниями, естественно, стали постоянно растущие долги. Именно с ними, и еще со своим слугой, Хлестакову пришлось ретироваться из столицы. По дороге, еще не только истратив, но и растеряв определенную сумму денег, Хлестаков осел в одном небольшом городке.
И именно там случился по истине «звездный час» для начинающего и изначально склонного к мелкому жульничеству молодому повесе.
После смерти старшего брата Хлестакову достался не по размеру большой, но добротный сюртук. И одевая именно его, в жизни Хлестакова стали происходить удивительные вещи. Поселили его в этом городе в дорогие номера, относиться стали с большим почтением, давали в долг большие суммы денег, кормили в дорогих заведениях.
Не сразу поняв в чем дело, Хлестаков, поначалу, стал аккуратно пользоваться неожиданно свалившимися на него новыми приятными возможностями. Но как только он смекнул, что его принимают за кого-то другого, а далее – за кого именно, в ход пускает весь арсенал изначально заложенных в его характере лжи, лицемерия, бурных и не соответствующих действительности фантазий.
Однако весь это напускной лоск и бахвальство моментально спадают с него от малейшего стука в дверь. Ведь это могут быть кредиторы, или городничий, или кто-то иной, кому удалось раскусить лжеревизора.
Лгун, обманщик, самозванец, мошенник на доверии - именно так можно назвать Хлестакова в пьесе Евгении Юсуповой, впрочем, как и в произведении Гоголя.
А в исполнении Владимир Кванта этот образ настолько яркий и харизматичный, даже громогласный. Он настолько наглядно демонстрирует человеческие пороки, кстати, не только, собственно, те, которые присущи самому Хлестакову, но и обществу, которое его принимает «не за того». И обществу, кстати, не только того времени, в котором жил и творил великий классик, но и в котором живем мы.
Сколько таких хлестаковых было показано в постановках с того момента, когда была написана пьеса Гоголя? А сколько подобных хлестаковых живет и фривольно чувствуют среди нас сегодня? Почему так? Можно ли с этим что-то сделать?
Видео-поклон артиста. И да, Хлестаков все же очень любит танцевать...
Но что самое интересное и ценное, после просмотра такого фактурного и непринужденного спектакля, когда созданный несколько веков назад персонаж как будто специально «заточен» под конкретного актера, а актер как будто специально рожден именно стать этим героем (в самом хорошем смысле слова!), и когда все творческие «паззлы» сходятся в одном - начинаешь находить ответы на эти, казалось бы, безответные вопросы…
P.S. Видео к данной публикации предоставлено театром "PROзрение".
Уважаемые читатели! Если вам понравилась эта публикация – ставьте лайки, пишите комменты, а также подписывайтесь на «Культурные вечера».
А еще можно почитать другие отзывы, которые я написала после посещения других театров и просмотра разных спектаклей!
Спектакль «Леонардо» в Театре «Модерн»: Грымов VS Да Винчи
Иммерсивная «Варшавская мелодия»: спектакль-экскурсия, пение а капелла и слёзы на глазах зрителей
«Король Лир» и «ритуал» связи поколений от Саха Театра на сцене Малого театра в Москве
«Лекарь поневоле» от Коляды: Мольер «отдыхает», зрители обсуждают
«Гамлет in Moscow» в Театре на Малой Бронной. Шекспир ли это после Константина Богомолова?
«Волшебная гора» Константина Богомолова: почему захотелось продезинфицироваться.
"Ночь в музее" и Театр "У камина". Где "погреться" в холодной Москве?
Почему спектакль «Урок дочкам» - это урок всем нам?
"Лёля и Минька одни дома". Что из этого вышло? Показывают актёры театра "PROзрение"
«Пустыня» в большом городе: зарисовка об ожидании от театра «PROзрение»
«Владимир III степени» - неожиданная версия пьесы Гоголя на сцене Центрального Дома актера.