Психология праздника


Существительное "праздник" заимствовано из старославянского праздьнъ - праздный, то есть "свободный от всякой работы".


Существительное "праздник" заимствовано из старославянского праздьнъ - праздный, то есть "свободный от всякой работы". Старославянскому слову "праздный" (порозный) в русском языке также соответствует слово «порожний» - со значениями "пустой, ноздреватый, пористый, незанятый". "Праздник" в итоге и есть день, "порожний" от работ - бездельный, пустой, ничем вообще не заполненный, кроме одного лишь тотального отдыха.

Человек - стадное животное. У каждого по отдельности в жизни могут возникать значимые события, но "праздниками" они становятся только при соблюдении правила стада. Человек вряд ли будет веселиться и рассматривать происходящее как "праздник", если он остался на момент праздника наедине с самим собой. Поэтому критерием яркости "праздника" выступает количество его участников. Как часто мы слышим вопрос про событие, будь то простая пивная вечеринка или пышный фестиваль: "много ли было людей?".

Психологам известно, что при скоплениях люди начинают оказывать друг на друга влияние, заражая друг друга "праздничным" настроением, и при этом зарождается локальное «массовое сознание». В скоплении людей человек временно утрачивает свою индивидуальность. Нравственный уровень поведения людей в скоплении выше, чем уровень нравственности составляющих его отдельных персонажей. Наблюдается всеобщее радушие людей друг к другу, позитивный дух. Хотя, не факт, что все пришедшие на праздник, в обыденной жизни являются столь дружелюбными и добродушными, коими представляются в скоплении.

Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого я» отмечает, что периодические праздники являются необходимым элементом психической жизни любого человека и представляют собой "прорыв" табу и запретов, налагаемых подсознанием на сознание в обыденной жизни, являясь по существу психологической "разрядкой". В момент такого "прорыва" человек испытывает чувство освобождения, появляется азарт и веселье.

У праздника есть так называемое "цивилизационное значение". Через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Календарная природа праздника согласовывает ритмы жизни человека и природы. Поднимается идея существования некоего "совершенного" бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней. Оно имеет черты утопии, происходит временный выход в утопический мир. Праздник играет роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Неизбежно оказывается втянутым в механизм Власти. Она - Власть (Правительство) - оказывается всегда точно в тех же местах, что и праздник, на сакральных для общества участках.

Именно наши управители - наши собственники - решают, когда, что и как мы должны праздновать, за этим и составляют заботливо для нас точные календари. Естественно, учитывая нашу биологию, нашу культуру, наши традиции на занимаемой нами территории. Да вот только не дают нам слишком много расслабляться, держат в необходимом для них тонусе. И церковь, и государство очень строго следят за тем, чтобы празднества не выходили за официально установленные рамки. Праздник регламентирован, друзья.

Иные наивные полагают, что праздник - он ведь детский, для детей, для семьи, для близких. Обычно умиляют высказывания, что "праздник - это возможность доставить радость близким". Что, собственно, мешает доставлять радость близким каждый день? Почему делаете это один раз в год в строго обозначенную дату, и что, в таком случае, доставляете близким в другие 364 дня, если не секрет? А дети... Посмотрите на них. Они не ждут 364 дня, чтобы радоваться и веселиться. Они делают это регулярно, каждый день, утирая носы унылым "взрослым". Дети намного превосходят нас, взрослых, в умении радоваться жизни, и нам уже никогда их не догнать.

Хотя, может быть, опять излишне всё усложняю, и для многих известная дата - это просто "время живота", как в последний раз. Каждый год в конце декабря люди сходят с ума: в продуктовых и винных магазинах выстраиваются очереди, а в ночь на 1 января стартует этот ритуальный марафон во славу желудка. Тут можно ещё прочитать небольшую медицинскую лекцию про вред переедания и перепивания, да кому это нужно?

Для меня "праздник" - не календарное, и уже тем более не регламентированное явление. Праздник всегда мой, он внутри. Происходит исключительно там, где его чувствую и жду. Это состояние разума по выбору. Осознанное решение быть счастливым здесь и сейчас. Случайная, неожиданная встреча с совершенно новым человеком, который возвращает мне веру в человечность, от общения с которым я получаю новые идеи и смыслы. Вот это действительно событие, достойное празднования.

Взяли тут моду подводить итоги года. Один вопрос: а зачем? Выслушивать очередную историю про то, как человек опять не изменился, а только подумал, что изменился? Мои итоги года именно в том, что я осознал, наконец, разницу (даже пропасть), между словами и действиями, между иллюзиями и действительностью. Это касается всех.

Новый год, он такой разный у всех... Сложно представить, что ощущают сейчас солдаты-пехотинцы на передовой и в окопах с обеих сторон. Когда, вместо подарков от деда мороза и объятий близких, они получают 155-миллиметровым снарядом по голове в условиях реального мороза. Нам, диванным аналитикам, встречающим 2023-й в тёплых квартирах с перегруженными едой столами, никогда не понять. Просто вспомните о них, хоть на минуту, если вам кажется, что ваш Новый год не задался.


Существительное "праздник" заимствовано из старославянского праздьнъ - праздный, то есть "свободный от всякой работы".-2