О жизни женщин в тюрьмах и их бедственном положении в ГУЛАГе писали разные авторы - от Солженицына до Варлама Шаламова. На самом деле всем им там было нелегко. Но женщинам всегда было что отдать в обмен на хлебный паек.
Жаргон
Относится к слову «шалаш», что на тюремном сленге означает кровать, прикрытую простыней от посторонних глаз, где девушка платит за услуги, которые получает в тюрьме. Отсюда можно сделать интересный вывод о происхождении слова «изба**ка». По словам Александра Солженицына, оно зародилось в 1930-е годы в ГУЛАГе, где мужчин и женщин содержали в одинаковых условиях.
Само слово «Шалаш**ки» встречается в текстах многих авторов, в том числе Льва Разгона и Варлама Шаламова — все они когда-то были узниками ГУЛАГа.
И такими, по Солженицыну, стали все женщины без исключения - к этому их вынудила ситуация. Насильственное заключение, проблемы с питанием. Поэтому осужденные просто пытаются выжить любыми способами, в том числе путем обмена определенных товаров.
Если женщина голодна, она может пойти в мужскую хижину — там она может спросить цену за свою услугу. Например, хлеб. Или сигарету, в зависимости от того, у кого какие потребности. Тот, кто готов заплатить, кидает простыню на ее кровать, создавая своеобразную «хижину». То, что произошло дальше, вполне логично и понятно.
Впрочем, платили не только другие заключенные — зачастую охранники платили добровольно. И они были в гораздо лучшем положении, чтобы предложить альтернативные платежи. Могли предложить альтернативные выплаты - от хлеба до смены работы для женщины.
Как здесь оказалась женщина из ГУЛАГа?
Судя по всему, добровольно участвовать в этой инициативе вызвалось не так много людей, потому что «им нечего делать». С другой стороны, в лагерях было очень тяжело — даже все мужчины не выдерживали.
ГУЛАГ — это работа без выходных, ужасные условия, постоянное давление охранников и так далее. и т.д. Женщины должны были работать наравне с мужчинами - по 14 часов в сутки. Такие упражнения были бесполезны даже для самых выносливых из них. Поэтому самые активные женщины часто ходили в мужские казармы «по обмену» или с охраной — все зависело от вкуса.
Возвращаясь к словам вышеупомянутых авторов, можно сделать еще один интересный и важный вывод. Все авторы в разное время находились в тюрьме (напоминаем об этом, чтобы не возникало сомнений в правдивости предоставленной информации). Женщины шли почти на все уступки, потому что никто из мужчин не соглашался отдавать свои участки «так просто».
Такие действия оправданы с точки зрения выживания. И это вряд ли говорит о том, что эти женщины были плохими. Они просто пытались дожить до конца своего пребывания в ГУЛАГе.
Ведь ни Александр Солженицын в своей литературе, ни другие писатели никогда не высказывались о ней осуждающе. Все всё поняли - у них были одинаковые условия. Причем многие оказались в ГУЛАГе напрасно – это было тяжелое время, требовавшее непростых решений, явно идущих вразрез с совестью большинства.