«Рюмка, стопочка, стакан вот и вышел хулиган». Вот как в СССР боролись с алкогольной зависимостью

Советский плакат, 1986.
Советский плакат, 1986.

Алкогольный вопрос в СССР никогда не занимал важного места в повестке правительства несмотря на то, что считался порождением буржуазии и капитализма. Лишь в начале перестройки к проблеме отнеслись серьёзно.

«Пьянству — бой!»

В мае 1985 года, в качестве одной из первых мер при новом генсеке ЦК КПСС Михаиле Горбачеве, была запущена последняя большая кампания по ограничению потребления алкоголя.

Это была мощная и безжалостная кампания, которая включала в себя различные меры от поощрения употребления фруктовых соков до повышения цен на алкоголь, закрытия вино-водочных заводов и искоренения вековых виноградников в Грузии.

Советские коммунисты верили, что пьянство и злоупотребление алкоголем являются историческими продуктами буржуазно-капиталистической среды и как таковые должны в конечном итоге исчезнуть в «бесклассовом» и «бесконфликтном» социалистическом обществе. Тем не менее, вопрос об алкоголе никогда не был очень важным в повестке дня правительства.

Советский плакат, 1977.
Советский плакат, 1977.

Причины злоупотребления

То, что злоупотребление алкоголем осталось в новом советском обществе, рассматривалось правительством как проистекающее из недостатков характера личности, отсутствия силы воли, давления со стороны друзей, чуждых иностранных влияний и тому подобного, но не считалось связанным с системными особенностями общества.

Вопреки всем доказательствам и игнорируя причинно-следственные соображения, также предполагалось, что злоупотребление алкоголем и пьянство были связаны с низким уровнем образования, культуры и уровня дохода.

Как мы все понимаем реальные причины алкоголизма уходили гораздо глубже в историю и не ограничивались буржуазно-капиталистическими стереотипами.

«Ни капли!»

Антиалкогольная кампания Горбачева в 1985 году началась с сокращения производства и продажи алкогольных напитков в сочетании с огромным ростом цен и рядом административных наказаний за злоупотребление алкоголем.

Была также начата кампания по информированию общественности, в ходе которой на рабочих местах и в общественных местах были размещены плакаты, изображающие опасность алкоголя. Эти плакаты начали оказывать ограниченное влияние на и без того сильно укоренившуюся культуру питья советских граждан.

Советский плакат, 1961.
Советский плакат, 1961.

Итоги борьбы

За три года потребление алкогольных напитков государственного производства на душу населения сократилось на удивительно высокие 67 процентов. Однако одним из самых важных недостатков этой кампании стало резкое сокращение налоговых поступлений от алкоголя в казну государства.

Поскольку новые цены на алкоголь были настолько высокими, многие советские граждане перестали покупать алкоголь в государственных магазинах, вгоняя и без того слабую экономику в ещё большой дефицит.

Вторая проблема заключалась в том, что многие домохозяйства начали варить свой собственный самогон, особенно в сельской местности, используя очень специфические инструменты.

Это не только создало дешевый и плохо фильтрованный алкоголь, но и привело к еще большему кризису здоровья в стране.

Советский плакат, 1985.
Советский плакат, 1985.

💖 Лучшая поддержка для нас — это ваш лайк!
📣 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!