230 подписчиков

Навече́рие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Даты

6 января

В. Кутковой
“Возсия мирови свет разума” (Заметки в Сочельник о некоторых традициях)

В Избранное

В предрождественское время наши воскресные школы преисполнены особым энтузиазмом, и от детей часто приходится слышать: “Мы разучиваем колядки”. Им и невдомек, что репетируемые песни к колядкам не имеют никакого отношения. Причина подобного неведения тянется, разумеется, к старшему поколению, ибо именно в умах взрослых людей за годы государственного атеизма все успело перепутаться и смешаться.

Церковной среде обряд колядования всегда был чужд. Церковь его порицала и порицает. Так, на Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”.

Колядовщики одевали на себя языческие маски, наряжались козлами и всякой нечистью, ходили по дворам и пели, к примеру, такой вот довольно типичный образчик новгородской колядки:

Приходила коляда
Накануне рождества:
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога, —
Тому куричья нога!

Выражались и более пространные пожелания:

Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, —
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!

Кто-то, быть может, воспринимает такую колядку юмористически и связывает ее с шутейным обрядом. Но слишком мрачноватый получается юмор.

Недопустимо легкомысленное отношение сложилось у нас сегодня и к маскам: “Ну, подумаешь, потехи ради походил с головой козла — велик грех! Никто же не воображает, что он и впрямь стал козлом! Просто ношение маски дает возможность определенного отрешения от собственной личности. Да, когда-то подобное воспринималось мистически, как некое сопричастие, но мы ведь живем в иные времена, мы ведь цивилизованные люди — к чему эти предрассудки! Маска для нас — всего лишь удобная возможность говорить и поступать анонимно, как бы освобождая себя от ответственности за слова и действия”.

Стоп. Здесь мы должны остановить нашего оппонента всего одним вопросом: может ли христианин освобождать сам себя от ответственности за свои слова и тем более действия?

Вот что пишет не вдохновенный проповедник или богослов, а известный советский этнограф: “В любой форме и на любой ступени развития маскировка есть обман, начиная от древнего охотничьего умения обмануть зверя и вплоть до новейшего шуточно-карнавального морочения друзей и знакомых. Но наряду с безобидным шуточно-игровым поддразниванием маскарад может служить иногда и целям недружелюбной интриги, сплетни и клеветы (вспомним “Маскарад” М. Ю. Лермонтова)” (С. А. Токарев).

Добавим: это случается, когда человек освобождает себя от ответственности за слова и действия. Для православных всегда существовал закон: надеть маску означало совершить большой грех. А уж о маске козла и говорить нечего — агрессивнейшее богоборчество и истинное кощунство… Сегодня и школяру-двоечнику известно, что козел — излюбленный символ сатанистов.

На Руси исстари колядовщиков не пускали в дом. От них пытались откупиться на улице.

А вот обряд славления Христа был почитаемым и одним из важнейших в жизни русских христиан. Отличался он в известной степени демократичностью. Помимо причта, ходившего по домам с молитвами и пением, обряд могли совершать и миряне, которых так и называли — славильщиками1. Исполнялись ирмосы канона на Рождество Христово и связанные с ним тропарь, кондак и величание. Но имел место еще жанр непосредственно “христославий” — задушевных рождественских песен, носивших самодеятельный характер. На юге России славлением занимались даже школьники. Посещая дома, они любили приветствовать хозяев латинскими и греческими стихами, чем, по всей видимости, демонстрировали свою образованность.

Славильщиков, в отличии от колядовщиков, хозяева сами зазывали в дом и без всяких просьб щедро одаривали их.

С присущей торжественностью Рождество Христово праздновали обе наши столицы; особенно отличалась этим Москва. Под звуки благовеста процессия во главе с верховным славильщиком — Патриархом — отправлялась в Кремлевский дворец прославлять Новорожденного Богомладенца и поздравлять земного царя с пришествием в мир Царя Небесного.

Этот церковный обычай поздравления императора имеет очень давнюю историю, ибо зародился уже в IV веке, при Константине Великом.

Из Евангелия нам известно: первыми христославцами были Ангелы Господни, потом вифлеемские пастухи и волхвы — старец Мельхиор, царь халдейский, юный эфиоп Каспар и средовек перс Валтасар.

С XVII века к традиционному обряду славления народ добавил новшество западно-европейского происхождения — вертеп — переносной ящик, внутри которого деревенский художник-умелец изображал Евангельские сцены Рождества Христова. Иконография вертепов носила чисто иллюстративный характер.

Напоследок, чтобы быть верно понятыми, сделаем одно уточнение. Да, не все колядки похожи на вышеприведенную; встречаются они и по-христиански добрые, светлые, красивые, но нет в них главного — прославления Новорожденного и Его Матери. Содержание подобных колядок все равно целиком мирское; душевное, а не духовное.

Вот такие особенности должны мы сегодня учитывать при возрождении рождественских традиций празднования, иначе опасные случаи проникновения язычества в пределы церковной ограды просто неизбежны. Будем помнить об этом.

опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 34, 2002

1Сла́вильщик: человек, который ходит в канун рождества по домам с пением церковных песен.

Канун праздника – 24 декабря – называется еще Навечерием праздника.

Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

Если Навечерие Рождества Христова совпадет с субботой или неделей (воскресеньем), то Великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время. В самый день Навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает литургия святого Иоанна Златоуста (в свое время), после которой совершается великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия же святого Василия Великого переносится на день самого праздника.

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Они имеют основное назначение – заменить собой в Навечерие литургию, которая хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней, а, следовательно, относится к следующему дню.

Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паримию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.

Схема построения Великих часов

Великие часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) читаются по следующей схеме:

1) Три псалма, причем берется только один из обычных псалмов, остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Например, на 1-м часе из обычных остается 5-й и добавляются 44-й и 45-й пс.; на 3-м часе остается 50-й и добавляются 66-й и 86-й пс.; на 6-м часе остается 90-й и вводятся 71-й и 131-й пс.; на 9-м часе остается 85-й и добавляются 109-й и 110-й пс.

Последовательность псалмов бывает следующая. На 1-м часе 5-й пс. читается первым, а на последующих часах обычные псалмы читаются последними.

2) На «Слава» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...», на «И ныне» – обычный Богородичен часа.

3) После этого (перед «Святый Боже» ) – большая вставка (по сравнению с обычной схемой часов), а именно:

а) Поются (по дважды) три тропаря, посвященные событию праздника.

б) Прокимен.

в) Паримия.

г) Апостол (без прокимна).

д) Евангелие.

4) После Евангелия – читается «Святый Боже» по «Отче наш» и кондак предпразднства, остальное по порядку, как на обычных часах.

Великие часы заканчиваются чином изобразительных, который обычно совершается вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носит название «обедницы».

Чин изобразительных имеет на Великих часах разное окончание, в зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет.

Если в этот день литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читается Символ веры и пс. 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...», не поется «Буди имя Господне», потому что это присуще только литургии.

Порядок отправления изобразительных

Порядок отправления Великих часов

Священник облачается в фелонь (надевает и поручи – ради изнесения Св. Евангелия на середину храма), диакон – надевает стихарь. Заранее поставляется аналой посреди церкви, напротив царских врат.

Священник выходит из алтаря царскими вратами со Святым Евангелием в руках, диакон – с кадилом и свечой. Священник полагает Св. Евангелие на аналой (перед аналоем с Евангелием ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой) и творит начало по обычаю, то есть возглас: «Благословен Бог наш...».

Чтец – тоже на середине храма, поодаль от священника, – начинает 1-й час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе....».

После возгласа: «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение (по чину) Св. Евангелия, алтаря, иконостаса, всего храма и народа.

На 3-м и 6-м часе совершается каждение вокруг аналоя со Св. Евангелием, местных икон, иконостаса, настоятеля и предстоящих.

На 9-м часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на 1-м часе. (Согласно Уставу, каждение всего храма совершается одним диаконом).

По прочтении Св. Евангелия на 9-м часе священник в предшествии диакона со светильником уносит Евангелие в алтарь; по церковному обычаю, он на амвоне, повернувшись лицом к народу, ограждает его крестообразно Евангелием. Диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала исследования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть...» – если Царские часы совершаются в пятницу (без литургии и без вечерни, которая служится в свое время вечером) – царские врата открываются, и священник творит отпуст. А в те дни, когда по прочтении Царских часов совершается вечерня с литургией, отпуст бывает при закрытых царских вратах.

Уставная особенность вечерни, совершаемой в Навечерие праздника

Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого. Если же Навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня в Сочельник не соединяется с литургией, а совершается самостоятельно сразу после литургии святого Иоанна Златоуста. В этом случае, как мы уже указали, Великие часы переносятся на пятницу. Литургия же Василия Великого тогда будет совершаться в самый праздник.

Порядок отправления вечерни с литургией св. Василия Великого в Навечерие праздника

Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то в этот день читаются Царские часы, после которых – изобразительны (но Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст.

Затем начинается вечерня с литургией св. Василия Великого.

Священник с диаконом молятся перед престолом: «Царю Небесный...». «Слава в вышних Богу...» и т.д. Затем – возглас: «Благословенно Царство…», после которого читается «Приидите, поклонимся» (по Уставу – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» и далее по порядку. См. Типикон, под 25-м декабря) и псалом 103-й: «Благослови, душе моя...». Далее – ектения «Миром Господу помолимся...». (Если служит архиерей, после возгласа священники уходят в алтарь). Затем хор поет «Господи, воззвах...» и стихиры праздника. Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на «И ныне» – вход с Евангелием, «Свете тихий…». Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера – великий прокимен: «Кто Бог велий…»). Чтение восьми паримий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паримия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12–14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Содержание второй паримии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2–18) о звезде от Иакова, третьей – пророчество Михея (4, 6–8; 5, 2–8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой – пророчество Исаии (11, 1–10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха – Иеремии – в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36–38; 4, 1–4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паримии – пророчество Даниила (2, 31–45) о нерукосечном камне. Добавочные две паримии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6–7) и Еммануила от Девы (7, 11–15; 8, 1–4; 8–10).

После первых трех паримий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паримий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».

Далее – Трисвятое, прокимен: «Господь рече ко Мне...». Апостол к Евреям, зач. 303-е; Евангелие от Луки, зач. 5-е. Затем литургия продолжается своим чередом. После литургии совершается «славление» Христа (поются тропарь и кондак праздника).

Таким же образом совершается служба и в Крещенский Сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды, начинающееся пением тропарей «Глас Господень на водах...» и других. После освящения воды на «Слава, и ныне» поется стихира и «Буди имя Господне...». Читается 33-й псалом, затем – «Премудрость» и праздничный отпуст. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поется, а сразу после стихиры – «Премудрость» и отпуст. (См.: Типикон, 6 января).

Порядок отправления вечерни с литургией св. Иоанна Златоуста в Навечерие праздника

Если Навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает.

В Навечерие совершается литургия святого Иоанна Златоуста (с обычными часами перед ней). После обычного литургийного отпуста («Христос истинный Бог наш») закрываются царские врата. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и начинается великая вечерня праздника. В Типиконе сказано, что следует петь пс. 103-й. «Благослови, душе моя, Господа...», затем – «Блажен муж...». Но на практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, читается обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже... Царю Небесный...», Трисвятое и т.д.1 После входа с Евангелием – «Свете тихий…», прокимен дня и паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш…» Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко Мне» и чтение Апостола (Гал., зач. 207-е) и Евангелия (Мф., зач. 53-е). Далее – ектения «Рцем вси…», возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», «Сподоби, Господи» и ектения: «Исполним вечернюю молитву…». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...». После возгласа: «Буди держава Царствия Твоего...» – сразу «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен Христос Бог наш…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас», хор: «Честнейшую», священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычный отпуст. После него – «славление» Христа.

Краткая схема вечерни в Рождественский Сочельник

Чин «славления» Христа в Навечерие Рождества Христова

После отпуста вечерни или литургии выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

Тропарь праздника Рождества Христова (гл. 4-й):

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови

Свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою

учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе

ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе».

Кондак праздника (гл. 3-й):

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля

вертеп Неприступному приносит; ангели с пас-

тырьми славословят, волсви же со звездою

путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо

Превечный Бог».

Этим заканчивается богослужение Навечерия праздника.

Всенощное бдение

Всенощное бдение праздника состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.

Великое повечерие

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением «Приидите, поклонимся…» и завершается особой молитвой.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется «Бог Господь» с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглас «Восстаните» не говорит, но сразу возглашает: «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Краткая схема великого повечерия праздника Рождества Христова (и Крещения Господня)

1-я часть

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й (после «Слава, и ныне», «Аллилуиа» – трижды), «Господи, помилуй» – трижды, «Слава, и ныне» и псалмы 24-й, 30-й и 90-й. Затем «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне».

Хор: «С нами Бог...».

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: «Отец будущего века…»).

Хор припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог...».

Чтец: «День прешед...», «Верую». Затем – «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных», «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите...» и т.д.

Далее – Трисвятое по «Отче наш».

Вместо тропарей: «Просвети очи мои, Христе Боже...» и других хор поет тропарь праздника (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и заключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи...».

2-я часть

Чтец: «Приидите, поклонимся…», псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и других хор поет кондак праздника (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и заключительную молитву: «Владыко Боже Отче Вседержителю…»

3-я часть

Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры праздника. По «Ныне отпущаеши…» – тропарь праздника (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня

После шестопсалмия, на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды), затем – кафизмы и полиелей.

По полиелее – величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне

плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя

Девы Марии».

Степенны – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...».

Прокимен, гл. 4: «Из чрева прежде денницы родих Тя...»

Евангелие от Матфея, зач. 2-е. По 50-м псалме вместо «Молитвами...» поется: «Слава»: «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы». «И ныне» – то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме». «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем...».

Канонов – два: св. Космы Маиумского – с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина – на 8 (ирмосы по дважды).

По 3-й песни – ипакои: «Начаток языков...».

По 6-й песни – кондак и икос. Вместо «Честнейшую» – припев 9-й песни:

«Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую

горних воинств Деву Пречистую Богородицу».

И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...».

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: «Днесь Дева раждает Владыку...» Катавасия 9-й песни – ирмос второго канона:

«Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».

Тот же ирмос в русском переводе (М. Скабаллановича):

«Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы

не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами),

предпочесть молчание, как дело безопасное; по

любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные

песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням),

поскольку есть (у нас) усердие».

Этот же ирмос («Любити убо нам…») вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни – светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени – праздничный отпуст (см.: Служебник).

«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий,

нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш...»

Литургия

После великой ектении – антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...»

Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя,

клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей

во век по чину Мелхиседекову».

После входного стиха сразу поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен – «Вся земля да поклонится Тебе...».

«Воскликните Господеви вся земля... Дадите славу хвале Его». Апостол к Галатам, зач. 209-е. Евангелие от Матфея, зач. 3-е. Задостойник «Любити убо нам» с припевом (поется на литургии до отдания праздника).

Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим».

Особенности богослужения второго дня праздника

В следующий день после праздника Рождества Христова – 26 декабря – празднуется Собор Пресвятой Богородицы.

На вечерне (в день праздника Рождества Христова) кафизмы нет. На «Господи, возввах» – стихиры праздника на 6, «Слава, и ныне», глас 6-й: «Слава в вышних Богу...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем – ектения «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...» и ектения «Исполним молитву...». На стиховне – стихиры праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне», глас тот же: «В Вифлеем стекошася...». По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника: «Рождество Твое Христе Боже наш...» (единожды).

На утрени: на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды), обычные кафизмы и седальны праздника. Каноны – праздника оба, как на самый праздник: ирмосы по дважды, тропари – на 12. Катавасия – ирмосы обоих канонов. По 3-й песни – кондак, икос и ипакои праздника. По 6-й песни – кондак, глас 6-й: «Иже прежде денницы...» и икос. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Светилен праздника (трижды). На хвалитех – стихиры праздника – на 4. «Слава»: глас 6-й. «Днесь невидимое естество...». «И ныне»: глас 2-й. «Днесь Христос в Вифлееме». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь праздника, ектении, отпуст и Час 1-й. На часах – тропарь праздника, кондак Богородицы: «Иже прежде денницы...». На литургии: на «Блаженны» – тропари канонов праздника, песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе поется «Приидите, поклонимся...» с концовкой «Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». Тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак: «Иже прежде денницы...». Трисвятое. Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа». Стих: «Яко призре на смирение Рабы Своея...». Апостол – к Евреям, зач. 306-е. Евангелие – от Матфея, зач. 4-е. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим».

Попразднство и отдание праздника

Попразднство бывает 6 дней, отдание праздника совершается 31 декабря. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святого Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника. На литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся...» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий. Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». За исключением тех случаев, когда попразднство или отдание случится в воскресенье, тогда поется «Воскресый из мертвых, поющия Ти...».

В отдание Рождества Христова 31 декабря, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (исключая Введение), поется вся служба праздника (служба рядового святого переносится на следующий день), но без входа и паримий. На утрени не бывает полиелея и антифонов, в конце утрени – великое славословие. Особенностью отдания праздника Рождества Христова в сравнении с отданием других Господских праздников является то, что при совпадении его с субботой или воскресеньем на вечерне не поется догматик, а вместо него – стихира праздника: «Августу единоначальствующу...». На воскресной утрени на хвалитех вместо Евангельской стихиры поется стихира святых, на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево…». Вместо «Честнейшую» на утрени 26 декабря и 31 декабря (в отдание праздника) поются припевы и ирмос 9-й песни канона праздника, но если эти дни совпадут с воскресеньем, то поем «Честнейшую».

В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены особые прокимен: «Помяну имя Твое...», стих: «Слыши дщи...», Апостол (Тим., зач. 288-е) и Евангелие (Мф., зач. 46-е). Причастен: «Чашу спасения прииму...».

Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: святых пророка и царя Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Если эта Неделя (воскресенье) случится в какой-либо день в промежутке с 26 по 31 декабря (включительно), то служба святых Богоотец совершается в этот день. Но если Неделя святых Богоотец придется на 1 января (это будет тогда, когда праздник Рождества Христова случится в воскресенье), то служба святых Богоотец совершается 26 декабря по следующему чину.

На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» – стихиры праздника – 3 и святых Богоотец – 3, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто бог велий...» со стихами и ектении. На стиховне – стихиры праздника – 3, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь святых, «Слава, и ныне» – праздника.

Тропарь святых, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием: моли Христа Бога спастися душам нашим».

На утрене: на «Бог Господь» – тропарь праздника (дважды), «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. По кафизмах – седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника (первый) с ирмосом – на 6 (ирмосы по дважды), тропари на 4 и второй канон праздника на 4 и святых на 4. Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника. По 3-й песни – кондак и икос Богородице, седален святых, «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос святых. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Светилен – святых (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры праздника – на 4, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. Славословие великое. По Трисвятом – тропарь святых, «Слава, и ныне» – праздника. Ектении, час 1-й и отпуст.

На часах – тропарь праздника, «Слава» – святых, «И ныне» – Богородичен. По «Отче наш» – кондак Богородицы и святых попеременно.

На литургии: на «Блаженны» – тропари праздника, песнь 3-я на 4 и святых, песнь 6-я на 4. По входе – тропари праздника и святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – Богородицы. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа...». Стих: «Яко призре на смирение рабы Своея...». Другой прокимен – святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Апостол – к Евреям, зач. 306-е, к Галатам, зач. 200-е. Евангелие от Луки, зач. 54-е и святых (Мф., зач. 4-е). «Отшедшим волхвом...». Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Другой: «Радуйтеся, праведники...».

Если отдание праздника случится в седмичный день, то: вся служба праздника, как 25 декабря, но на вечерне без входа и чтения паримий, а на утрени – великое славословие.

На литургии – «Блаженны». По входе – тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен, Аллилуиа и причастен праздника. Апостол и Евангелие – только дня.

Отдание праздника Рождества Христова в воскресный день

На великой вечерне: кафизма 1-я: «Блажен муж…» На «Господи, воззвах» – стихиры воскресные – 3, праздника – 4, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся Господеви…» и святых – 3, «Слава» – святых, глас 6-й: «Память совершаем...», «И ныне» – (вместо догматика) стихира праздника, глас 2-й: «Августу единоначальствующу...». Вход. Прокимен дня. На литии – стихиры праздника. «Слава», глас 5-й: «Волсви персидстии...», «И ныне» – глас 6-й: «Ликуют ангели...» На стиховне – стихиры воскресные, «Слава» – святых, глас 6-й: «Священных память...», «И ныне» – праздника. На благословении хлебов – «Богородице Дево» (дважды) и тропарь святых (единожды).

На утрени: на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. По кафизмах – седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное рядовое. «Воскресение Христово…». По 50-м псалме – стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, святых на – 4 и праздника оба канона – на 6. Катавасия – ирмосы первого канона праздника. По 3-й песни – кондак и икос святых и седальны их, «Слава, и ныне» – праздника. По 6-й песни – кондак и икос праздника. На 9-й песни поем «Честнейшую», светилен – воскресен, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресны – 4 и праздника, – 4, глас 4-й, с припевами их, «Слава» – стихира святых, глас 8-й: «Кровь и огнь...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь воскресен, ектении и отпуст. «Слава, и ныне» – стихира Евангельская и час 1-й. На 1-ом часе тропарь воскресный, «Слава» – праздника. «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» – кондак праздника. На 3-м часе тропарь воскресный. «Слава» – святых. «И ныне» – Богородичен часа. Кондак праздника и святых попеременно.

На литургии: тропари на «Блаженны» – воскресного канона, на 4, праздника (1-го канона, песнь 9-я), на 4, и святых (песнь 6-я), на 4. По входе – тропарь воскресен, праздника и святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – праздника. Прокимен праздника: «Вся земля да поклонится Тебе...» и святых: «Дивен Бог во святых Своих...». Апостол – к Галатам, зач. 200-е. «Сказую Вам благовествование...» Евангелие – от Матфея, зач. 4-е. «Отшедши волхвом..» Причастен: «Хвалите Господа...» и праздника.

«Святки»

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются «Святками», т.е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Празднование их было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря по 6 января, составляющие как бы один день праздника.

Эти дни называются еще «Святыми вечерами», потому что христиане, по древнему обычаю, свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Церковь с древних времен стала святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование «Святок» подтверждается также уставом преп. Саввы Освященного († 532 г.). Согласно этому уставу, в дни «Святок»: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» и возбранено совершать таинство Брака. Таким образом, в дни «Святок» (до Навечерия Крещения, т.е. до 4 января включительно) поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.

Дни «Святок» древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным – как бы в умножение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5,16).

Последний день предпразднства Рождества Христова имеет особое название – уставное «навечерие» (то есть день накануне, вчерашний по отношению к празднику день) и обиходное «сочельник» (связанное с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами). Для этого дня характерны особый устав богослужения и особый устав о посте.

Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие Рождества Христова:

  1. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого.
  2. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия;
    в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня.
    в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого.

Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1-м варианте и великая вечерня после литургии во 2-м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.

О посте в Сочельник. В народе бытует неверное мнение о том, что в Сочельник нельзя есть «до первой звезды». Действительно, такая традиция бытовала в деревнях, где вместе с ней было немало и других суеверий. На самом деле составители Типикона не были «звездочетами» и потому к времени появления «первой звезды» никак не могли привязать трапезу в навечерие Рождества Христова. Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.

В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста.

В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.

В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.

КАК ПРА­ВИЛЬ­НО ПРО­ВЕ­СТИ РОЖ­ДЕ­СТВЕН­СКИЙ СО­ЧЕЛЬ­НИК?

Протоиерей Дионисий Свечников

6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.

Какое богослужение совершается в Рождественский сочельник?

Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.

Как поститься в сочельник?

Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду. Вкушать пищу можно после окончания вечерни. Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.

Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи?

Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.

Можно ли гадать в Рождественский сочельник?

Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава. Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество. На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали. Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Также и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки. Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.

Почему рождественская Литургия служится ночью?

Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью. Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия. В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.

На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?

Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника. Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении. Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.

Сколько длится евхаристический пост (пост перед Причастием), если причащаться ночью?

Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов. Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться. Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.

Перевод: Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3

Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

Перевод:

Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога.