Для этого топа мы выбирали релизы только среди альбомов и EP — без синглов. В конце текста есть ссылка на плейлист с сотней наших любимых треков года — там также фигурируют и синглы (а первые 11 позиций дублируют 11 релизов из этого текста).
10. Анна Ворфоломеева — «Небо» и «Земля»
Московская певица несовременных чувств и винтажного звука Анна Ворфоломеева выпустила необычный по концепции альбом-диптих «Небо и земля», в котором каждая из половин делилась по настроению и тематике. Первая часть, «Небо», отправляет слушателя в мечтательное путешествие в мир высоких чувств, больших надежд и всеохватывающего оптимизма под звуки космических синтезаторов и лёгкого танцевального электропопа. Вторая часть диптиха, «Земля», спускает слушателя с небес на землю речитативами о нехватке самого важного из чувств и атмосферной фолк-балладой, бросающей взгляд на прожитую жизнь. И по звучанию «Земля» — более приземлённая и акустическая, но в то же время более доверительная и интимная.
Интересно, что в похожем ключе выпустил свой новый альбом и легенда российского инди-рока Найк Борзов. Его «Потерянный среди звёзд» был выпущен в двух актах, где первый акт повествовал о злости его лирического героя к окружающей несправедливости, а второй акт был своего рода возвышением в космическое пространство, где нет места земным невзгодам. Иногда так бывает, что совершенно разные люди начинают мыслить на одной волне, подчиняясь некому цайтгайсту.
9. HSV — «Перестановка»
2022 год стал временем перемен. Причем они настигли всех, вне зависимости от того, было ли желание или стремление к этим переменам. Но одно дело — перемены вынужденные, а другое — желанные. Коллектив Harajiev Smokes Virginia! прославился на отечественном инди-небосклоне около 10 лет назад своими душевными, эмоциональными песнями с прилипчивыми мелодиями и припевами.
Когда их ровесники и напарники по сцене стали находить своего слушателя, казанская группа, наоборот, ушла в тень, а участники группы разбежались кто куда, выпустив перед этим в 2016 году EP «Шар». Группа не распалась, но де-факто ушла в глубокую спячку, раз в год собираясь для пары концертов. Всё изменила пандемия — участники снова оказались рядом в одном городе и постепенно реанимировали коллектив. После нескольких синглов, выполненных в привычной стилистике своих ранних альбомов, весной они записали агрессивный рок-трек «От первого лица» совместно с рэппером УСАЛом. А затем полностью переформатировали коллектив.
Теперь они называются ёмко и коротко HSV, а играют они расслабляющий танцевальный фанк с нотками лаунджа, фриджаза и хип-хопа. Смена звучания настолько кардинальная, что был риск потерять всю свою аудиторию, но, кажется, получилось строго наоборот. HSV смогли не просто сохранить своих слушателей, но и нашли новых.
«Перестановка» — это поп-музыка, существующая вне времени. Гармоничный и мелодичный звук с прилипчивыми хуками и припевами, при этом поражающий сложностью исполнительского мастерства и глубиной аранжировок. В другой реальности HSV бы стали одним из главных открытий и преображений года, поселившись бы на радио и ТВ, но в нашей вселенной это даже больший андеграунд, чем старый добрый эмо-рок.
8. Испанский стыд — «Компрачикос»
Второй полноформатный альбом ярославской электро-панк группы «Испанский стыд» стал одним из самых весёлых, зажигательных и танцевальных релизов года. Своеобразный уголок эскапизма, который позволил забыться и уйти в параллельную реальность, где царит вечное лето, танцы и фестивали. 10 песен обо всём и ни о чём одновременно. Целый букет музыкальных стилей, которые квартет менял как перчатки, иногда даже в рамках одной песни. Как, например, в заглавной композиции «Компрачикос», которая начинается с лёгких латинских мотивов, а под конец превращается в настоящий метал с жёсткими оглушающими гитарными рифами.
Хотя главным достоинством пластинки стали ловко сконструированные ироничные тексты — постмодернистская игра в жанры, где каждая композиция становится мини-историей с яркими кинематографическими образами. На альбоме сложно выделить что-то одно. Песня «Мы» звучит как танцевальный гимн с рейва из середины 90-х, «Аттракционы» — романтично-ностальгическая песня о закрытии летнего фестивального сезона с образами плачущих плюшевых циклопов, «Продукты, туры, фотосервис» — хулиганский трек, напоминающий по атмосфере «Заводной апельсин». И, конечно, песня «Ритуал», в которой группа с присущей ей юмором и иронией погружает слушателя в миры гадалок и эзотерики, обещающим раскрыть доверчивым зеваками все секреты их жизни и судьбы.
7. hodíla ízba — «Обряды»
Неофолк – привлекательная сфера для экспериментов. И все чаще это эксперименты с благоприятным исходом, балансирующие между этно-материалом и современным звуком. Яркое подтверждение — второй альбом коллектива hodíla ízba. Союз народниц из Гнесинки и электро-, джаз-, рок- хулиганов породил смелые и звонкие «Обряды».
Группа звучит так, будто девушкам на посиделках вместо прялки вручили аппаратуру для битмейкинга и дали полную свободу действий. Такие разные народные песни объединяет специфический электро-перелив. Альбом интересен и своей концептуальностью. Каждая песня в релизе — посвящение традиционным обрядам, которыми в старину сопровождали переход из одного в другой жизненный этап. Например, первый трек «Тюку-тюку» — потешка, в которой мама рассказывает ребенку об устройстве мира. А последняя – поминальная песня «Горе».
Народность вокала и текста в этом релизе на тех же частотах, что и трансовость музыки. Всё сплетается в единое заклинание, да таким магическим образом, что можно решить, что джаз – это традиционная музыка народов России.
6. Созвездие Отрезок — «Жиза»
Второй полноформатный альбом группы «Созвездие Отрезок», где Варя Краминова отвечала за тексты, а Искандер Еримбетов — за продакшн. 10 психоделических новелл, бесконечно удивляющих своей поэзией и смелым электронным звуком. У группы прекрасно получается экспериментировать со звуком и формой — так на альбоме можно встретить и танцевальный хит с длинным электрическим соло «Самурай», и как будто старинный вальс под фортепиано про старого знакомого «Ромашков». Такая эклектика становится фирменным стилем, тем интереснее что ждёт ребят дальше: это была последняя весточка из старого мира, открытого и наивного.
5. Диктофон — «Звуки природы»
Кажется, что «Звуки природы» – это звуки всей творческой жизни Антона Макарова, его юношеских предпочтений и опыта в других проектах. В нем и ретромания «Свидания», и отрешенность Найка Борзова, и вечный перформанс Олега Гаркуши. При первом же прослушивании создается впечатление, что «Диктофон» решил снять кино в духе новой французской волны, но в постсоветских неприглядных локациях, где за спиной ларёк, а самое романтичное место для свиданий – компьютерный клуб.
Приветы от этого ностальгического эстетства – высокие метафоры, грассирования и внезапные смягчения. Приглушенный вокал и чередование томных гитарных рифов с более бодрым звуком создают ощущение того, что мы снимаем нашу серую реальность на фотоаппарат: быстро щелкаем затвором, а потом медленно протягиваем плёнку в катушке. На выходе получаем мрачное черно-белое изображение, но в этом и кроется вся эстетика внезапного декаданса.
«Звуки природы» — цельный альбом, каждая песня — логичное продолжение другой. Треки не выбиваются ни из концепции релиза, ни из стиля группы, все в лучших традициях классики рока.
4. Васса Железнова — «Культурный код»
Дебют года.
Альбом «Вассы Железновой» — настоящий фолк по содержанию. По своей форме «Культурный код» далек от того, что обычно исполняют этнические коллективы на муниципальных праздниках, и тем прекрасен — эти песни становятся русской народной музыкой именно потому, что не пытаются быть ей. Василина Иванова пропускает народную песенную традицию через себя и создает подлинную духовную музыку для тех, кто верит в вечное. Сложносотканное полотно из гитар, фортепиано, духового оркестра, которое можно изучать без конца — всякий раз удастся найти новые детали.
Один из самых мощных голосов на отечественной сцене, сила которого идет из глубины веков. Это слышно и на записи, но в живом выступлении голос Василины Ивановой потрясает и пробирает до мурашек — буквально. Чириканье на треке «Птица, которой не дали зерна» при прослушивании кажется модуляцией, а потом в лайве Василина делает то же самое, и единственный вопрос, который возникает — как это возможно?
Певица вдохновляется архивным материалом, не пытаясь его осовременить, что позволяет альбому быть вне времени. Ни сюжеты, ни саунд не отсылает к мрачному настоящему. Это национальное страдание, которое облекается не в хтонь, а в надежду. Песни-притчи заставляют заглянуть в себя, дойти до самых корней и попытаться разгадать свой культурный код.
3. IC3PEAK — Kiss of Death
Пока все вокруг говорили об отмене русской культуры, в 2022 году вышел самый большой отечественный альбом со времён феноменального успеха группы t.A.T.u. Парадоксально, но в России этот релиз прошёл максимально незаметно для такого громкого успеха отечественной группы. Российская часть тура группы в поддержку альбома, который должен был состояться в начале весны, по понятным причинам была отменена. Бонусом — странички группы в отечественных соцсетях также были заблокированы. Хотя альбом вышел на всех отечественных стримингах, прослушиваний там гораздо меньше, чем у их предыдущего альбома «До свидания», из-за практически отсутствующего промо.
Получилась параллельная реальность, в которой группа IC3PEAK провела успешный мировой тур, собирая большие залы по всей Европе и Северной Америке, выступая на крупных летних фестивалях, но оказалась в тени у себя на родине. Не помогли даже громкие имена на фитах в треклисте релиза: Bring Me the Horizon, Grimes и Kid Dracula.
С музыкальной точки зрения группа продолжила развивать тематику двух своих предыдущих альбомов, исследуя природу смерти, которая окружает каждого. От поцелуя смерти, витающего в воздухе, не удастся увернуться. Метания лирической героини, которая то мечтает умереть, то страшится смерти больше всего в жизни.
Умирать не страшно рядом с близкими, но нет ничего страшнее одиночества смерти. Заупокойная лирика IC3PEAK перерастает то в церковный хор, то в народные поминальные песнопения, то резко меняет интонацию на агрессивный кричащий панк и даже гроулинг. Это истеричная музыка для принятия смерти вокруг.
2. PALC — «ВИЖУ»
Тая Пальцева и группа PALC впервые обратили на себя внимание несколько лет назад после сингла с Моргенштерном «Turn It On», потом — успехом в Тиктоке с синглом «Тараканы». Такое резюме обычно присуще группам, которые выпускают крайне успешные треки, которые крайне быстро забываются. PALC — исключение из правил, и группа, которая со своим новым релизом подтвердила статус одного из самых многообещающих коллективов страны.
Еще EP «Скотобойня» удивлял своим звучанием — с одной стороны это был легкий гитарный поп-рок, с другой — это был рэп. В последнем релизе, «ВИЖУ», PALC пошли еще дальше, окончательно став группой, которую невозможно отнести к тому или иному жанру. И это все сделано с потрясающим уровнем продашкна.
Титульный трек «Вижу» лучше всего рассказывает об альбоме — это «цветные сны в шизофреничном бреду». Это лирическая героиня, которая существует во всем, везде и сразу — и в плане жанров, и в плане окружающей повестки, которая сводит с ума. И единственное, что остается — посмеяться над повесткой, делать хорошую музыку и надеяться на лучшее. У PALC все это получилось.
1. СОЮЗ — Force of the Wind
В этом ЕР группа СОЮЗ выработала свое средство универсальной коммуникации. В «Force of the Wind» звук инструментов и голоса неотделимы друг от друга. И на общем фоне красивого саунда слова становятся важны. Поэтому в концепцию легко вписывается коллаборация с другом группы, бразильским артистом Серджио Сайегом, известным под псевдонимом Sessa. Еще на фитах Kate NV с доверительным полушепотом-полущебетом о том, что «мы герои бессмысленной повести».
Слушать «белорусскую тропикану» все равно, что пропасть в атмосфере теплого межсезонья. Возможно именно поэтому альбом Союза — идеальная музыка для экспорта, сделанная как будто в вымышленном Советском Союзе, с намеренно подчеркнутой винтажностью и наивной легкостью.
0 / Комсомольск — «Комсомольск 0»
Этот релиз стоит на нулевом месте по двум причинам — во первых, само название альбома «Комсомольск-ноль» обязывает к этому месту. Во-вторых, во избежание возможного конфликта интересов, так как Даша Дерюгина входит в команду Motherland. Но и без этого последний альбом «Комсомольска» в любом случае попал бы в наш топ лучших альбомов года.
После двух полноформатных альбомов в 2020 и 2021 году, группа обнулилась и вернулась не только к формату EP, но и к образам со своих первых релизов. Только сейчас они становятся перевернутыми: Красная площадь, на фоне которой (в парке «Зарядье») группа выступала в 2019, становится Черной, велодорожки — несут прямо в ад. Это, впрочем, мелочи. Если первые EP — что с точки зрения текстов, что музыки — были быстрыми приколами, ориентированными на массовую аудиторию, «Комсомольск-0» обращается к узкому кругу, уничтожает приколы и заходит на территорию жизни и смерти, выбирая жизнь.
В любом мраке сохраняется надежда, и это главный итог года.