Многие думают, что мультфильмы - это для детей, это про расслабить мозг, про «отвлечься от рутины». Но так или иначе, когда мы включаем мультфильм и начинаем вникать в него, мы понимаем, что вообще-то он для взрослых, и безусловно, смотря его вместе с ребенком, нужно останавливаться и объяснять смысл.
Тогда просмотр становится не просто посиделками после ужина, а интересным и увлекательным образованием. То, с чем не справляются школы, справляются родители, которым важно развитие своих детей.
На мой взгляд, если авторские фильмы созданы для тренировки мозга, то мультфильмы - для тренировки души.
Мультфильмы зачастую - это про философию.
Поэтому периодически среди разборов фильмов, я буду давать разборы мультфильмов.
Вверх - мультфильм 2009 года, который собрал множество наград: 2 Оскара, 2 Золотых глобуса, 2 награды Британской академии, а номинаций и того больше.
Поэтому предлагаю легкий разбор потрясающего мультфильма, который однозначно стоит пересмотреть еще раз.
Птица счастья завтрашнего дня
В самом начале мы видим, что герой детства Чарльз Манц привозит скелет некоего «чудища» из ареала Райского водопада.
Ученые разоблачают его, говоря что он обманщик и привез какую-то подделку.
Значительно позже наш герой мистер Фредриксон встречает Чарльза Манца, который говорит «Меня не признали! И я всю жизнь потратил на то, чтобы поймать эту птицу счастья».
Птица счастья в данном контексте - сами догадываетесь, что это есть счастье, которое мы стремимся обрести всю жизнь.
Кто-то бежит за ним всю жизнь, пытается чего-то достичь, что-то кому-то доказать. Даже порой пытается подделать счастье - хвастаясь тем, чего не имеет, примером тому некоторые блогеры, которые показывают дорогие машины, которые на самом деле просто арендованы.
Но в такой гонке и действиях для самоутверждения нет никакого счастья. Зачастую мы и сами не понимаем, для чего мы достигаем целей, зачем мы к ним идем, какая у этого истинная первооснова?
И в чем оно, это счастье?
Поэтому многие достигнув одну цель, ставят себе новую - в надежде, что она принесет счастье.
Кто-то видит счастье в деньгах, поэтому все желания в списке связаны только с покупками. Но такие вещи приносят кратковременный допинг, а в процессе они уже давно превратились в охотника с бешеными собаками, ищущего признания, одинокого, без любви в сердце.
Кто-то отгоняет свое счастье, потому что идет к своей цели, залипая в свое прошлое, как это делал мистер Фредриксон. Он шел со своим домом на привязи к цели, но для чего?
Потому что чувствовал свою вину, что так или иначе за всю жизнь не исполнил мечту своей любимой Элли. И есть ли в этом счастье?
Часто мы совершаем действия не ради счастья, а из чувства вины, из нужды, из состояния «я должен».
И только к детям счастье приходит само. Они не бегут за счастьем, они кайфуют от всего вокруг. Рассел кормил птицу шоколадом, она любила его больше всего.
Как мы знаем шоколад вырабатывает гормон счастья.
И вспомним Люпина из Гарри Поттера «съешь, это поможет». Шоколад как лекарство от приступа страха.
Счастье в доме
Элли в своей жизни сохранила эту птицу счастья, сохранив в душе ту самую детскую радость и счастье.
На их полке с фотографиями стояла фигурка птички, символизирующая это счастье.
И да, в детстве мы часто мечтаем о чем-то невероятном «стать космонавтами», «отправиться в приключение с пиратами», «встретить настоящего Деда Мороза» и все в таком духе. Редко дети мечтают о том, чтобы стать крутым финансистом или бухгалтером.
Но важно не осуществление наших детских фантазий, а сохранить ту детскую способность видеть счастье во всем.
Зачастую взрослые люди думают, что праздники больше не приносят такую радость как в детстве, они не позволяют себе быть счастливыми, делать что-то беззаботное.
Но в конечном итоге, счастье - это не конечная цель, это процесс в тех действиях, которые мы выбираем делать.
Это те повседневные мгновения, которые мы замечаем вокруг нас.
Счастье - это жизнь минус ожидания.
Элли могла отделить ожидания от реальности, и находить в этой реальности и в своем муже счастье.
Зацепленность за прошлое напротив лишает счастья
В мультфильме мы видим, что Мистер Фредриксон в основном смотрит лишь на обложку альбома Элли и на первые страницы «Деяния, которые я совершу».
Это показывает, что он так и остался в прошлом своим мышлением, не видя что Элли и так счастлива каждый день.
Он чувствует вину, что не сдержал свое обещание, а жизнь прожита без тех приключений, о которых они так мечтали в детстве. И именно это не дает ему видеть хорошее, ощущать счастье в настоящем моменте.
Зацепленность за прошлое делает его агрессивным стариком и консерватором, не готовым к переменам и освободиться от прошлого.
Удивительно, что даже молодые люди порой выглядят значительно старше своих лет, что несомненно говорит о том, что они тяжелы на подъем и все еще живут своим прошлым.
И только когда он все же решается перевернуть страницу альбома (читай, жизни), он видит, что счастье было в каждом дне, и Элли это понимала. И только тогда он выкидывает мебель, принимает новых друзей и пускается в новое приключение, которое зависит только от него. И даже трость ему больше не нужна, он помогает спасти Птицу счастья, потому что теперь он понял, как впустить счастье в свою жизнь.
Наши герои детства пытаются нас убить
Мистер Фредриксен всю жизнь прожил с ощущением, что ему нужно следовать за своим героем детства, о чем они мечтали вместе с Элли.
И это тоже определенная зацикленность. Каждого из нас кто-то вдохновлял в детстве, и нам хотелось быть, как тот или иной певец, актер, герой фильма.
И так или иначе люди следуют за своей мечтой быть как «кто-то», оставляя героем своей жизни другого персонажа.
И такой путь убивает в нас понимание, что вообще-то мы сами являемся героями своей жизни.
Поэтому с приходом взросления, важно выйти из подражания кому-то и начать строить свою жизнь так, как хотим именно мы.
Это важно доносить своим детям.
Совсем недавно героем подростков был Моргенштерн, и периодически вылезают какие-то подобные чудики. И важно не запрещать детям слушать это - это вызовет только сопротивление.
А во-первых, обратить свое внимание на то, почему ваши дети этим увлекаются, возможно нужно провести ревизию общения с ребенком, насколько много времени вы уделяете ребенку, чтобы обсуждать и анализировать фильмы и мультфильмы, слушаете, что происходит в его жизни. Во-вторых, помочь понять ребенку, что для того или иного персонажа - это сценический образ, но самый главный герой в жизни, он сам, и помочь ребенку разобраться, а что ему собственно самому нравится, чтобы его герой не разрушал его жизненный путь.
Рассел и его хорошие дела
Пожалуй, одна из самых важных мыслей выражена в этих сценах.
С самого детства закладывается стремление достигать сверх результатов у детей, которые не получают одобрения, которых ругают за плохие оценки, которые слышат фразы из разряда "Если ты сделал это, значит ты хороший" - дети оценивают такое поведение родителей, что их не любят и родительскую любовь нужно заслужить.
Налицо Эдипов комплекс, чисто по Фрейду.
И вместо того, чтобы быть собой люди становятся "хорошими девочками" и "хорошими мальчиками".
Сейчас уже взрослые люди, которые не избавились от этого комплекса, пытаются достигать сверх результатов на работе, чтобы начальник похвалил (попытки заслужить признание/любовь), в семье делать все наизнос (потому что без этого "тебя не будут любить").
Кто занимается саморазвитием (не тем, где надо маткой дышать или медитировать) начинает анализировать свои мысли и свои действия - ради чего все эти действия наизнос, и многие приходят к пониманию, что каждое из этих действий - повод для гордости, чтобы заслужить любовь.
Но любовь - это не про заслужить. Особенно, это касается детей и родителей.
Если с детства родители закладывают любовь априори, вне закона и правил, то и ребенок будет расти добиваясь результатов не для того, чтобы заслужить любовь, а потому, что будет любить то, что делает.
Сейчас вы можете подумать, что "любовь априори" означает баловать ребенка. Но и здесь мимо. Здесь родители пытаются напротив откупиться от него тем, что не уделяют ему внимания или заслуживают любовь ребенка вседозволенностью.
Любовь априори - это любовь за рамками его результатов, но любовь качественного времени, доверия и желания слушать, понимать и помогать ребенку.
"Молодым не понять, как думают и чувствуют старики. Но старики виноваты, если они забывают, что значит быть молодым... а я в последнее время, похоже, стал это забывать" (Дамблдор).
Рассел делал добрые дела только, чтобы получить одобрение отца.
Но любовь и приключения он получил от мистера Фредриксона - вне его достижений. Сам Рассел помог старику научиться видеть счастье снова.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также я буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему блогу развиваться!