23,1K подписчиков

Схема подключения трёхфазного электродвигателя к однофазной сети 220 В, + описание ее работы

3,7K прочитали

- Поскольку трёхфазные асинхронные электродвигатели довольно широко распространены и имеют определённые преимущества, они очень часто используются на практике. К сожалению, не всегда имеется возможность запитать его от трёхфазного источника. В этом случае поможет небольшая собранная схема.

Схема подключения трёхфазного электродвигателя к однофазной сети 220 В
Схема подключения трёхфазного электродвигателя к однофазной сети 220 В
Таблица подбора нужных емкостей конденсаторов в зависимости от мощности двигателя
Таблица подбора нужных емкостей конденсаторов в зависимости от мощности двигателя

Как Вы должны знать, у трёхфазного электропитания угол сдвига между фазами равен 120 градусов и напряжение между ними равно 380 В. Если подключить к этим питающим проводам (с тремя фазами) три обмотки асинхронного электродгигателя, соединив их треугольником или звездой, то внутри них будет создаваться вращающееся электромагнитное поле. Благодаря ему, и работает электродвигатель такого типа.

В быту наиболее распространённым электропитанием является 220 В. Оно образовано между двумя проводами — фазой и нулём. Если в трёхфазном напряжение «бегало» между тремя проводами, то в однофазное питание такого эффекта не даст. Вы должны помнить из основ электротехники, что конденсаторы умеют сдвигать фазу. Это нам и понадобится в схеме подключения нашего трёхфазного электродвигателя к однофазной сети. Теперь давайте перейдём к самой схеме и посмотрим, как она работает.

Схему условно поделим на две части. Первая осуществляет включение и выключение по средствам простой схемы магнитного пускателя. Нажав на кнопку ПУСК мы замыкаем цепь и пускатель срабатывает, становясь на самозахват, тем самым подав напряжение на вторую часть схемы. Следовательно, кнопкой СТОП, эта схема выключается. Пр — это предохранитель (с ним будет надёжней).

Вторая часть электрической схемы подключения трехфазного электродвигателя к однофазной сети представлена конденсаторами разгона (С2) и работы (С1), шунтирующим резистором (R1 = 470 кОм), переключателем направления вращения и кнопкой разгона. Итак, конденсатор C1 служит для создания эффекта трёхфазной сети, а для чего нужен С2 и R1?

У асинхронных двигателей есть один недостаток, это «тяжёлый» начальный момент пуска (а в нашем случае ещё и с пониженным напряжением). При определённой нагрузке на валу электродвигателя, просто подав на него напряжение, у него не хватит сил для разгона (будет гудеть и нагреваться). Для того чтобы избежать подобного явления и был введён ещё один конденсатор (С2), задача которого вывести электродвигатель на нормальный режим работы. Разгон нужно делать в течение небольшого промежутка времени (около 4-8 сек). Для упрощения и удобства кнопка «разгона» и кнопка «ПУСК» совмещены (понадобится спаренная кнопка).

Для включения схемы необходимо нажать ПУСК и подержать его до тех пор пока электродвигатель наберёт нужные обороты. Так как на конденсаторах остается некоторый заряд после снятия напряжения, что может поразить Вас током, был введён резистор R1, задача которого разряд С2. С1 разрядится через обмотку электродвигателя.

И последнее, что можно сказать, это о возможности менять направление вращение нашего электродвигателя. Для изменения направления требуется всего лишь поменять местами два провода. В нашей схеме подключения трёхфазного электродвигателя к однофазной сети нужно перебросить только контакт конденсатора на второй питающий провод. Для этого в схеме стоит переключатель (Направление). Вот в принципе и все.

Учтите, что подключая трёхфазный электродвигатель, рассчитанный на напряжение питания 380 В к сети 220 В, естественно будет потеряна мощность. Она уже будет примерно равняться 50 — 60% от номинальной мощности электродвигателя.

Видео по теме данной статьи (как подключить трехфазный электродвигатель к однофазной сети 220 вольт, схема, описание работа, + формулы для расчета конденсаторов) можно посмотреть тут - https://dzen.ru/video/watch/62b5eff3cbcd83316803418d .