Найти в Дзене
Графомания Лысого

Мои родители черной икрой кормили кота. А у меня нет денег и на красную

Оглавление

Я не люблю красную икру. Я люблю черную. Не знаю, почему. Но помню, когда я был маленький, еще была и та, и та, доступна рядовым гражданам. Я просто в детстве попробовал оба вида икры и навсегда сделал свой выбор.

Да-да, любая икра была доступна обычным людям в тех самых нищих девяностых, когда россияне якобы варили советские кожаные ремни, чтобы бульон от яиц был понажористей. Но при этом как-то так получилось, что все рожденные в СССР люди пробовали черную икру. А что на счет рожденных в РФ? Меня терзают смутные сомнения, что и красную не все пробовали...

Москва-река. Здесь рыбы нет. Как и в России в целом.
Москва-река. Здесь рыбы нет. Как и в России в целом.

Раньше трава была значительно зеленее, а реки полны рыбы

Постоянные читатели моего блога знают, что я люблю поесть. Это не новость. Но я не люблю все подряд, я очень избирателен. Например, осетрину я, наоборот, с детства не любил, но почему-то любил лососевых. Все виды лосося тоже стали стоить в России совершенно неподъемных денег.

Любитель поесть Василий ищет рыбу в стамбульском озере. Здесь рыбы тоже не видать, но рядом есть отличный рыбный ресторан с копеечными ценами. Интересно, почему в России таких нет?
Любитель поесть Василий ищет рыбу в стамбульском озере. Здесь рыбы тоже не видать, но рядом есть отличный рыбный ресторан с копеечными ценами. Интересно, почему в России таких нет?

Конечно, нельзя сказать, что черную икру у нас в семье намазывали на бутерброд с тем же безразличием, что и обычное сливочное масло. Все-таки, икра и тогда была деликатесом. Но только черная. Красная продавалась в любой палатке за сто с чем-то рублей, и купить ее мог любой бомж, сдав достаточно бутылок в пункт приема стеклотары.

Именно потому, что черная икра была деликатесом, каждый раз, как она покупалась, мне приходилось в очередной раз слушать историю, как мой дед куда-то уехал по работе надолго и оставил своих дочерей одних в квартире наедине с котом. И трехлитровой банкой черной икры. И как они настолько устали есть бутерброды с икрой, что остатки пришлось скормить коту.
Кота звали Тихон. Это не он, это просто какой-то тайский кот, которого я сфоткал. Коты столько не живут.
Кота звали Тихон. Это не он, это просто какой-то тайский кот, которого я сфоткал. Коты столько не живут.

Эта история, по задумке, должна была нести поучительный смысл, как хорошо люди жили в Союзе, и как плохо мы живем теперь, когда можем позволить себе купить только кило черной икры от каких-то знакомых астраханских барыг раз в году.

Знал бы я тогда, что спустя 15 лет можно будет купить только столовую ложку раз в несколько лет... Если тренд продолжится, наши дети будут доплачивать, чтобы просто посмотреть на черную икру на витрине.

Как-то раз мы с женой гуляли по центру Москвы и зашли в ГУМ. Я увидел черную икру и понял, что она никогда ее не пробовала. Разорился, купил. Самую маленькую баночку. Тысяч 7, кажется, отдал, я уже не помню. Ей не понравилось. Мне понравилось. Как раз две чайных ложки на двоих.
Это Клепа. Клепа родилась в современной России, и такие изыски, в отличие от советских котов, ей не положены. Клепа прожила жизнь в той же квартире, что и Тихон, но так и не попробовала икорки.
Это Клепа. Клепа родилась в современной России, и такие изыски, в отличие от советских котов, ей не положены. Клепа прожила жизнь в той же квартире, что и Тихон, но так и не попробовала икорки.

Куда исчезала икра?

Принято считать, что в исчезновении полезного продукта с полок виноваты те самые барыги, которые делали его доступным во времена тотальной беспомощности контролирующих органов. Осетра за 50 лет активного промысла довели до угрозы исчезновения хищническим выловом.

Но Рыбнадзор давно переловил и пересажал всех браконьеров. Говорят, сейчас невозможно купить икру с рук за пределами Астраханской области.

Когда-то давно я смотрел, кажется, выпуск "Момента Истины" на эту тему. Там объяснялось так:

Введен запрет на вылов, чтобы сохранить осетра. Питомники есть, государство выделяет деньги на выращивание малька и выпуск его в реку. Но на вылов щуки деньги не выделяются. Поэтому малек осетра выращивается, выпускается, и 90% маленьких осетров плывут в пасть ближайшей щуки. То есть, выпущенная рыба якобы не проплывает и пары километров от питомника в сторону моря, потому что российская бюрократическая машина с запланированными бюджетами не рассчитана на реагирование на объективные обстоятельства.

Версия, конечно, интересная, но где тогда расплодившиеся на таком откорме щуки по цене батона хлеба?

А это дикий московский кот ест рыбу из озера.
А это дикий московский кот ест рыбу из озера.

Я обратил внимание, что даже у нас в небольшом подмосковном городе открыли осетровую ферму в каком-то ангаре. И таких частных осетровых ферм сейчас в России сотни, или уже тысячи. Но ни усилия государства, ни инициатива частников не вернули любимый продукт на столы россиян.

Казалось бы, массового браконьерства больше нет, осетров больше не пускают в расход, их научились "доить", выпуская потом обратно, и они снова дают икру. Ферм все больше. Так где черная икра? И что случилось с красной? Почему красная икра, которая стоила дешевле нормальной колбасы, вдруг стала стоить тысячи рублей?

Несколько лет назад мне попалось на глаза вот это видео. Оно многое объясняет. Обратите внимание, на превью видео приведены цены на рыбу 4 года назад. Это считалось дорого. Сейчас красная рыба на прилавках уже в 3-4(!) раза дороже. Само видео объяснит вам, почему.

Хищнический российский капитализм направлен лишь на повышение цены продукта безотносительно выгод общества в целом. Инфляция - это во многом искусственный процесс. Точнее, совокупность процессов перетягивания одеяла на себя каждым игроком, допущенным к каким-либо ресурсам.

Не последнюю роль играет и совершенно безумная стоимость квот на вылов, разыгрываемая в последние годы по японской модели на аукционах.

Квота (налог) на вылов камчатского краба стоит 180 долларов за кг. Какой вам краб после этого? У одного краба себестоимость при попадании на берег больше вашей месячной зарплаты.

Кто, еще ничего не заработав, уже заплатил миллиарды за квоты, удавится, но снижения цен не допустит. Эффективным менеджерам с такой системой квот проще половину улова уничтожить, чем допустить снижение цены на него ниже расчетной окупаемости.

Все технологии сбережения и разведения рыбы есть, а самой рыбы в стране нет настолько, что порции суши в ресторанах сократились вдвое за последние лет 10 при минимум двукратном же увеличении цены.

Не может быть такого, что рыбные фермы есть, а икры нет. Не может страна, омываемая 15 морями, не иметь доступной для населения рыбы. Просто рыбу превратили в коммодити (даже слова такого нет в русском языке - обозначает обезличенный массовый товар типа стали или древесины) и продают на специализированных биржах за рубеж. Там-то население побогаче - могут себе позволить.

Просто черная икра нужнее... арабам. А краб - японским ресторанам в Японии. Лососевые наши нужнее норвежцам. Просто они все больше готовы платить, чем нищие россияне. Рыночек просто вас порешал, дорогие россияне.

Именно поэтому жители Дальнего Востока поражаются, приезжая в Москву, почему цены одинаковые. Одинаково недоступные. Доступна красная рыба и икра сейчас лишь привилегированному классу.

А простые россияне? А россияне пускай довольствуются заменителем черной икры (я один раз купил ради прикола, даже кот не стал ЭТО есть). Благо, он стоит сто рублей. Как раньше стоила красная икра.