Найти тему
Amateur

Подними красный фонарь. 1991, Китай, Гонконг.

Из всех азиатских культур китайская мне наименее понятна. По историческим фильмам я вижу, что их культура = ритуалы, обычаи. Ни один жест не делается просто так, у всего есть смысл и посыл. Из-за этого знания обращаю внимание на все детали в кино - даже на оформление стен комнаты, где находится главный герой. Мне, обычному обывателю, тяжело удержать внимание на стольких вещах, но я не могу не признать, что культура Китая и история меня цепляют.

Это кино я откладывала долго. До этого я уже смотрела несколько китайских фильмов, и все они были эмоционально сложные и тяжелые. Но сколько можно было откладывать просмотр, подумала я и включила фильм.

Проблема зарубежного кино - тяжело найти хорошую озвучку, а еще сложнее найти фильм на языке оригинала с русскими субтитрами. Пришлось довольствоваться специфичной, но такой родной озвучкой 90ых годов.

Первая брачная ночь Сунлянь (главная героиня)
Первая брачная ночь Сунлянь (главная героиня)

С первого же кадра нам показывают главную героиню Сунлянь, в будущем Четвертая жена/Четвертая сестрица. Действие фильма происходит в 20ые годы прошлого столетия. Сунлянь пришлось бросить университет, так как умер отец и было некому оплачивать учебу. Для решения проблем семьи Сунлянь выходит замуж за богатого мужчину, у которого уже есть три жены. Сунлянь понимала, что ее ждет незавидная судьба, но это было лучше, чем жить обузой для своей мачехи.

Сунлянь пешком приходит в огромный огороженный со всех сторон дом богатого мужа. Там много построек, лабиринтов и комнат, а на крыше целая цепь лазеек для прогулок в одиночестве. Сунлянь сразу зовут Четвертой женой - ее имя как будто стирается для обитателей дома, как и в целом ее личность. Она знакомится с остальными женами, понимая, что они не будут жить в спокойствии и сестринстве. Когда Четвертую жену подготовили к первой брачной ночи, соблюдая все обычаи в ее покоях зажгли красные фонари, знаменуя, что сегодня мужчина будет ночевать с ней. Интересное наблюдение - за весь фильм ни разу не покажут лица мужа.

Я не буду описывать все ухищрения, на которые шли жены, чтобы привлечь внимание мужа. Но стоит отметить, что они шли на это не от большой любви к нему, а потому, что зажженные красные фонари в покоях давали преимущество на сутки над другими женами.

Протест Четвертой жены
Протест Четвертой жены

Четвертая жена, будучи образованной девушкой, задыхалась в этом доме от бесконечного соблюдения обычаев, суть которых была не ясна. Она расшатывала устои дома, испытывала терпение обитателей, интриговала и все ради одного - чтобы ее замечали. Замечали в этих бесконечных коридорах, замечали за совместными завтраками, замечали ее отсутствие за бестолковыми ритуалами.

Ее заметят и забудут. Как и всех жен до нее.

Кино снято по мотивам книги «Жены и наложницы».