Ничто не вечно, как и техника, которую выпускают отечественные автозаводы.
В советское время, да в современной России не спешат вносить изменения или менять линейку двигателей. Вот и самые известные моторы от Заволжского завода прошли путь в полвека. Речь идет о двигателях семейства ЗМЗ V8 – модель 523 и 524.
Легенда уходит с отечественного рынка
Еще в 2021 году руководство Заволжского моторного завода официально заявило, что больше не планирует выпускать легендарные двигатели ЗМЗ V8. Последний мотор собрали в конце декабря и больше мы их не увидим.
Конечно, это была печальная новость для многих автолюбителей и почитателей советского автопрома.
Именно эти двигатели впервые начали собирать в 1963 году. По сути, они стали выступать в роли усовершенствованной версии ЗМЗ-53. Не самая мощная бензиновая версия объемом 4.67 литра выдавала 124 «лошадки». Модернизированный образец ЗМЗ-524 работал на бензине и смеси газа пропан-бутан.
Интересный факт. В 1963 году ЗМЗ собирает первую партию двигателей нового семейства. Всего было около 100 агрегатов. Однако уже через год выпуск мотора начался стабильно увеличиваться. В хорошее время завод собирал более 1200 двигателей в сутки.
Падение производства в 90-х годах
Двигатели ЗМЗ V8 сегодня можно встретить на многих популярных грузовиках, в том числе ГАЗ-66 и ГАЗ-53, автобусах ПАЗ и КАвЗ. Более того, именно ЗМЗ-524 чаще всего ставят на различные вездеходы и прочую технику повышенной проходимости.
Проблемы с выпуском моторов начались еще в 90-х годах, когда рынок требовал больше автомобилей Газель. Они получили более легкие и менее прожорливые двигатели ЗМЗ-4026.10. Уже тогда было понятно, что старичок ЗМЗ V8 требует модернизации и замены. К сожалению, никто не смог предложить эффективные решения.
В конце 2000-х годов по производству ЗМЗ больно ударил концерн ГАЗ. Дело в том, что автопроизводитель решил убрать все бензиновые агрегаты, которые ранее устанавливали на грузовики. Кстати, именно тогда завод начал переносить выпуск ЗМЗ V8 в цех, где собирали более простые 4-цилиндровые двигатели. Это была попытка хоть как-то спасти производство.
Полное закрытие выпуска ЗМЗ V8 стало ожидаемым для автомобильных специалистов. В последнее время двигатели ЗМЗ ставили только на некоторые автобусы ПАЗ.
Иногда моторы покупали энтузиасты для частных целей и вторичного рынка.
По сути, производство моторов стало нерентабельным, а завод начал работать в убыток. Как итог – окончательная остановка сборочного цеха. Легенда ушла с отечественного рынка, но еще долго будет пользоваться спросом среди автолюбителей.