2,3K подписчиков

Течёт речка. Песня двух миров.

377 прочитали

Сегодняшний обзор посвящен песне, которая живёт одновременно в двух мирах. Назовём их "народный" и "блатной". Конечно, в России испокон веков жизнь складывалась так, что эти два мира постоянно пересекались, поэтому такое разделение правильнее считать условным. Тем не менее в "блатном" мире есть свои законы (понятия), лексикон и прочие особенности. Богат он и песнями определенной тематики.

Откровенно говоря, меня "передёргивает", когда этот кластер песен называют "шансоном". Лично для меня шансон - это исключительно французский жанр, яркими представителями которого являются Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, в меньшей степени Джо Дассен, а песни уголовной направленности я называю "блатняк". Но это исключительно мой выбор, который я никому не навязываю. Главное, что мы определили какой тип песен я имею ввиду. Теперь к истории песни "Течёт речка".

Автором песни, с которой всё началось является актёр Николай Григорьевич Цыганов (1797–1831), который известен в истории русской литературы своими песнями, из них некоторые давно стали народными. Много поездив по России, Цыганов хорошо познакомился с устным творчеством русского народа и с особенным вниманием относился к народным песням; некоторые из них он и клал в основу своих произведений; часто сочинения его являлись продуктом минутного настроения, импровизацией, которую он исполнял под аккомпанемент гитары. Цыганов всю жизнь играл комические роли в московских театрах. Но его жизнь оборвалась трагично: скончался в возрасте 33 лет во время эпидемии холеры. Сохранилось около четырех десятков его песен, которые неоднократно переиздавались. А вот портрета не сохранилось… Итак: вот исходник:

Течет речка по песочку,

Через речку — мостик;

Через мост лежит дорожка

К сударушке в гости!

Ехать мостом, ехать мостом,

Аль водою плыти —

А нельзя, чтоб у любезной

В гостях мне не быти!

Не поеду же я мостом —

Поищу я броду…

Не пропустят злые люди

Славы по народу…

Худа слава — не забава…

Что в ней за утеха?

А с любезной повидаться —

Речка не помеха.

Н.Г.Цыганов (1820 г.)

Затем, как это часто бывает, песня много раз трансформировалась, а в начале 1940-х перекочевала в "блатной мир". Скорее всего дело было так: По версии дочери Галича Алены, знаменитая песня «Речечка» принадлежит перу ее отца: «Была песня, которую он написал на спор. Песня знаменитая — “Течёт реченька по песочечку”. И всегда считалось, что это песня лагерная, в лагере созданная. А она была написана до войны, когда писалась пьеса “Город на заре”. Только немного потом переделана. И отец сказал тогда всей лихой арбузовской компании, что вот на спор напишу такую песню, и никто не скажет, что песня авторская. Будет один к одному лагерная песня. И была написана песня. Она так и разошлась. Потом он её заострил, переделал её, и она пошла, пошла…» (Агафонов В. Дочь Галича вспоминает // Вестник. Балтимор. 1995. 19 сент. (№ 19). С. 47). Премьера пьесы «Город на заре» состоялась 3 февраля 1941 года. В разных вариантах её позже исполняли и Б.Окуджава, и В.Высоцкий, и многие другие. Вот вариант Владимира Семёновича:

Течет, во, течет речка да по песочечку,

Бережок, ох, бережочек моет,

А молодой жульман, ох да молодой жульман

Начальничка молит:

Ой ты, начальничек да над начальниками,

Отпусти, ой, отпусти на волю!

А там соскучилась, а, может, ссучилась

На свободе дроля!

Отпустил бы тебя на волю я,

Но воровать, ох, воровать ты будешь!

Пойди напейся ты воды, воды холодненькой –

Про любовь забудешь.

Да пил я воду, ой, пил холодную,

Пил, пил, пил – не напивался!

А полюбил на свободе девчонку я,

С нею наслаждался.

Ой, гроб несут, коня ведут,

Никто слезы, никто не проронит.

А молодая да комсомолочка

Жульмана хоронит.

Течет, течет речка да по песочку,

Моет, моет золотишко.

А молодой жульман, ох, молодой жульман

Заработал вышку.

Течет, во, течет речка, во, да по песочку, во,

Бережок, бережочек точит,

А молодая да проституточка

В речке ножки мочит.

Течет речка да по песочку.

На сегодняшний день известно более ста вариантов песни. Мы поём казачью версию.

Сегодняшний обзор посвящен песне, которая живёт одновременно в двух мирах. Назовём их "народный" и "блатной".