Найти тему
1,1K подписчиков

Обзор Арт-рынка #3 (часть 1).

В преддверии Нового года мы снова анализируем результаты аукционных торгов русским искусством. И в качестве примера возьмем онлайн аукцион, который был организован ArtInvestment и проходил 16 декабря 2022 года. Организаторы аукциона назвали его «Аукцион шедевров», а после его проведения – «Лучшим аукционом года».

Начнем с того, что в большинстве своем российские аукционные дома в отличии от аукционных домов остальной части мира не публикуют результаты торгов. На их сайтах не найти привычной кнопки «Results», ну или что-то похожее на эту кнопку. Мало того, если взять в качестве примера тот же ArtInvestment или ArtSale, как только лот аукциона продан, он тут же исчезает с экрана монитора, и информацию о нем вы уже не найдете. Аукционный дом VLADEY просто указывает, что лот реализован, не указывая цену продажи. Справедливости ради надо сказать, что на аукционной площадке Bidspirit в сплывающем меню есть раздел «Результаты аукционов», с очень удобным поиском, но Bidspirit не российский, а израильский сайт, поэтому это не исключение из правила.

Почему российские аукционные дома не публикуют результаты торгов? Когда-нибудь мы обязательно поговорим об этом и о том, как организован аукционная торговля произведениями искусства и антиквариата в России, а сейчас об аукционе ArtInvestment 16 декабря 2022 года. И его главная особенность состоит в том, что результаты аукциона были не только опубликованы на сайте ArtInvestment (хоть и не все), но даже была организована e-mail рассылка с этими результатами, на то случай, если кто-то забудет посмотреть или пропустит информацию в предновогодней суете.

В.Перов «Охота на медведя зимой» (1879 год; 114 × 94; холст, масло).
В.Перов «Охота на медведя зимой» (1879 год; 114 × 94; холст, масло).

В чем причины? Конечно, главная и основная причина — донести до всех заинтересованных лиц и широкой общественности, что и за сколько было реализовано. В принципе, не новый маркетинговый ход. Практически все аукционные дома мира публикуют не только результаты своих торгов, но всегда отдельно акцентируют внимания на лотах, которые были проданы по максимальной цене, особенно если эта цена многократно поднялась по сравнению с верхней границей эстимейта. Такая информация привлекает как покупателей, так, прежде всего, и продавцов, которые заинтересованы в площадке, где можно реализовать свои произведения максимально выгодно. На аукционе 16 декабря 2022 года действительно были установлены важные для российского рынка искусства рекорды и Аукционный дом ArtInvestment не мог не поделиться ими, даже не смотря на свою устоявшуюся строгую политику конфиденциальности.

А.Саврасов «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858 год; 80х58,5; холст, масло).
А.Саврасов «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858 год; 80х58,5; холст, масло).

На аукционе были представлены произведения искусства, которые крайне редко до этого торговались в России в публичном пространстве (речь идет об открытых аукционных торгах). Работы таких мастеров как А.Куинджи, В.Перова, А.Саврасова, И.Айвазовского, И.Шишкина, В.Васнецова, И.Левитана и других[1] — то есть работы русских мастеров XIX века, которые всегда переходили из рук в руки за закрытыми дверями. Они выставлялись исключительно на антикварных салонах и ждали своих покупателей в галереях, где заключались сделки на условиях, известных только сторонам. Оговоримся, что подобные произведения искусства были частыми лотами на торгах ведущих аукционов мира, таких как Сотбис, Кристис, Бонамс и другие, но это не относилось к аукционной торговле России.

16 декабря 2022 года на аукционе ArtInvestment, были выставлены три работы мастеров XIX века музейного качества: В.Перов «Охота на медведя зимой» (1879 год; 114 × 94; холст, масло.); А.Саврасов «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858 год; 80х58,5; холст, масло.); А.Куинджи «Радуга» (конец XIX – начало XX века, 37,5 × 26,5; холст, масло).

Для того, чтобы наши утверждения были верны представим некоторую статистику. Так работы В.Перова по имеющейся информации в открытых источниках никогда до 16 декабря 2022 года на российских аукционах не продавались.

А.Куинджи «Радуга» (конец XIX – начало XX века, 37,5 × 26,5; холст, масло).
А.Куинджи «Радуга» (конец XIX – начало XX века, 37,5 × 26,5; холст, масло).

Работы А. Саврасова появлялись на российских аукционах крайне редко. Последний раз в 2018 году на том же ArtInvestment была продана работа «У пруда» (44,5 × 29,5; холст, масло). Так же в 2016 году работа «Зимний пейзаж» выставлялась «Русской эмалью», а в 2015 году работа «Пикник» была выставлена Аукционным домом «Кабинет». При этом, в момент проведения аукциона в галерее «Артефакт» уже несколько месяцев шла большая выставка А.Саврасова (не менее 30 живописных работ), организованная Клубом «Коллекцiонеръ». Там, кстати, был представлен и один из многочисленных повторов знаменитых «Грачей». Ходят слухи, что большинство произведений было продано. Если это так, то продавец и покупатели решили сделать это без привлечения общественного внимания.

Произведения А.Куинджи последний раз выставлялись на торгах Аукционного дома Егоровых в 2020 году — маленькая работа на картоне, 17 × 11; «Военно-грузинская дорога (Горный пейзаж)». Антикварная галерея «Русские сезоны» торговала работами А.Куинджи только в 2010 и 2011 годах.

И вот мы наблюдаем серьезный выход всегда закрытой части российского искусства на аукционные площадки. На наш взгляд очень трудно переоценить данное событие. Это признаки формирования рынка российского искусства, характеризующегося открытостью, доступностью и прозрачностью. Не просто сейчас прогнозировать, какое у него будущее, но положительные тенденции очевидны.

А. Саврасов «У пруда»; 44,5 × 29,5; холст, масло
А. Саврасов «У пруда»; 44,5 × 29,5; холст, масло

Ну и конечно надо поговорить о ценах. Это, пожалуй, самый главный показатель, который отражает, прежде всего, нашу собственную объективную оценку своего культурного наследия. Установленные рекорды безусловно впечатляют, а аукцион 16 декабря 2022 года по праву может считаться лучшим аукционом и, вероятно, не только уходящего года.

Картина В.Перова «Охота на медведя зимой»; 1879 год; 114 × 94; холст, масло после длительных баталий была продана за 76 700 000 рублей, что по курсу составляло 1 192 846 долларов США. Мы не можем утверждать однозначно, но нам не удалось найти продажу на российских аукционах работ русских художников за такую цену. Покупка фондом В.Потанина «Черного квадрата» К.Малевича на торгах скандального аукционного дома «Гелос» при банкротстве «Инкомбанка» за 1 000 000 долларов США в расчет не принимается. Кроме того, картина была сразу подарена Эрмитажу и сегодня любой может увидеть этот шедевр.

Картина А.Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца»(1858 год; 80х58,5; холст, масло) была продана за 38 350 000 рублей, что по курсу на момент продажи составляло 596 423 доллара США.

Картина А.Куинджи «Радуга» (конец XIX – начало XX века, 37,5 × 26,5; холст, масло) была продана за 18 880 000 рублей что по курсу на момент продажи составляло 293 623 долларов США.

Кто-то улыбнется и скажет, что на рынке искусства заключаются сделки на суммы куда большие, чем названные. И мы в этом не сомневаемся, как и не сомневаемся в том, что круг самих художников и их работ сегодня куда шире, чем на открытых аукционных площадках. Но хорошо ли это для продавцов? Хорошо ли это для покупателей? А самое главное – хорошо ли это для самого российского искусства? Будет, о чем поговорить.

[1] Здесь мы имеем ввиду только работы высокого качества. Наши утверждения не относятся к этюдам и наброскам, которые тоже являются предметами коллекционирования, но в виду своих размеров и исполнения представляют иную ценность.

Текст: Q-ART GALLERY