Что не разрешено - то запрещено. Или, все же, что не запрещено - то разрешено. Перед выбором, какую позицию выбрать, трактуя нормы налогового законодательства, может оказаться каждый.
Разнообразие финансово-хозяйственных операций настолько велико, что уложить их все в один кодекс, пусть и на 800 страниц мелким шрифтом, просто не представляется возможным.
На расчётный счёт компании, применяющей упрощённый режим налогообложения с базой "доходы" поступили денежные средства от сотрудника в счёт возмещения, ранее оплаченных организацией расходов за его санаторно-курортное лечение.
Налоговая инспекция посчитала, что полученная сумма должна быть включена в налогооблагаемый доход компании-упрощенца.
Позиция понятна. Согласно нормам Налогового кодекса на упрощённой системе налогообложения с базой "доходы", при расчете налога учитываются все поступления денежных средств в кассу и на расчётный счёт предприятия, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.
Перечень облагаемых налогом доходов открыт и включает в себя, с учетом статьи 346.15 НК РФ, доходы от реализации и внереализационные доходы.
Внереализационным доходом по статье 250 НК РФ, в свою очередь, признается любой доход, не являющийся доходом от реализации.
Что позволяет любое поступление в денежном выражении считать доходом, если оно прямо не поименовано в статье 251 НК РФ. А перечень по статье 251 НК РФ носит закрытый характер.
Однако, возврат денежных средств, перечисленных за санаторно-курортное лечение сотрудника, достаточно редкая ситуация. И не могла быть предусмотрена законодателем заранее и включена в норму статьи 251 НК РФ.
По природе платежа, очевидно, что это не доход, а собственные деньги компании, с которых, возможно, уже был уплачен налог.
Признать подобное поступление доходом - значит уплатить налог с одной и той же суммы дважды.
В качестве довода, что компанией не был получен доход, сошлёмся на определение дохода. как экономической выгоды, данное в статье 41 НК РФ.
При поступлении на расчётный счёт возмещения стоимости санаторно - курортного лечения от сотрудника компании возвращаются деньги. Речи о какой-либо экономической выгоде не идёт.
Аргументом может послужить и официальная позиция Минфина, выраженная в ряде писем, о том что, если какие-либо расходы не учитывались при определении налогооблагаемой базы, то они не учитываются и при определении доходов.
Компания-упрощенец с базой "доходы" по определению не могла учитывать перечисленную оплату за санаторно-курортное лечение сотрудника в расходах, так как рассчитывает налоговую базу по правилам статьи 346.18 НК РФ, исходя из доходов, без права уменьшать их на какие-либо расходы.
Более того, при оплате за физическое лицо и в интересах этого лица, компания должна исполнять обязанности налогового агента. А значит, если бы оплата за путёвку не была возвращена сотрудником, у него возник бы доход в натуральной форме по статье 211 НК РФ, с которого должен был быть удержан НДФЛ.
В данной ситуации компания, скорее, заняла денежные средства сотруднику, оплатив санаторно-курортное лечение, которые им были возвращены. Возврат займа не признается доходом по статье 251 НК РФ.
Посмотрим, удастся ли убедить налоговую инспекцию, что налогооблагаемого дохода у компании не было. Ведь их позиция исходит из прямого толкования норм налогового законодательства.
Если Вы хотите избегать подобных споров с контролирующим органом, вернее будет перед оплатой решить, как можно иначе сформулировать назначение платежа.
Успехов Вам во всех начинаниях