В пандемию Covid-19 многие рестораны, бары, столовые заменили привычное бумажное меню на цифровое QR-меню. QR-меню — это интернет-страница с меню, на которую вы можете попасть после сканирования QR-кода в режиме фотографии вашим смартфоном. Иногда, это не интернет-страница, а красочное меню в pdf файле, который вы можете посмотреть и даже сохранить в памяти смартфона. Данное решение было продиктовано санитарно-эпидемиологическими требованиями о «чистых» столах, когда не только бумажное меню было убрано, но и солонки, перечницы и бутылочки с маслом и соусами.
Так появились «контакт-фри» меню. Посетители в пандемийный период использовали QR-коды для просмотра меню, но никто не говорил о реальном отношении к такому формату меню. Оказалось, что посетители тихо ненавидели QR-меню.
Рестораны почувствовали, что ушла их вечная боль – не возможность быстро обновить меню или цены, высокая стоимость печати красочных и не износостойких бумажных меню и нехватка копий меню.
Такие разные ожидания рестораторов и их клиентов сформировали необычную ситуацию в которой рестораторам пришлось выбирать между технически современным меню, но не ненавидимым клиентами и привычным громоздким форматом меню.
Некоторые решили отказаться от QR-меню, т. к. посетителям не нравился такой формат и более того клиенты стали заказывать меньше блюд. Другие рестораторы сохраняют данную технологию или даже пытаются полностью перейти на такой формат меню, ожидая, что это привлечет некоторых клиентов, которым нравиться использовать подобные технологии.
На самом деле, продвинутые QR-коды это возможное будущее.
Square, компания предоставляющая POS и цифровые решения для ресторанов, обратила внимание на 147% рост использования QR-кодов для формирования заказов в ресторанах в 2021 году и отметила продолжающийся рост в этом году.
«Верните обратно меню!»
Интернет был наполнен негативными отзывами о QR-меню. Так крупное медиа-издание Slate (20 млн. читателей) , в прошлом году выпустила разгромную статью «Верните обратно меню. Я устал от QR-кодов.».
VICE также выпустили статью с очень жёстким заголовком
«F*** QR Codes. Я снова хочу держать в руках меню».
Думаю, не стоит упоминать все неприятные высказывания, разве, что попытаюсь кратко суммировать и облечь в сущностные формы:
- QR-коды, это не красивый квадрат, который могут видеть все, но никто, по сути, этого не хочет, т. к. от квадрата веет не праздничной историей появления QR-кода – кода для учета автозапчастей в Японии;
- QR-коды, это очень дешёвый способ и не подходящий для хороших ресторанов с интересной кухней, т. к. требует дополнительных и не самых удобных действий для просмотра меню на небольших экранах смартфонов, даже если у вас Iphone 13 pro max, то вам придется использовать zoom/in/out и «скролить» меню и возвращаться на предыдущие страницы и очень неудобно каждый раз сканировать QR-код и искать блюдо, если вы что-то забыли и решили заказать дополнительное блюдо или десерт.
Но самое неприятное, это заказ по QR-меню для ваших друзей, детей, родителей и разговор в формате:
Где ты это видишь? Посмотри в мой экран. Передай твой телефон. Ой, уронил… Ой, мне звонят!
Люба, тебе пришло сообщение, а это кто?»
Родители, друзья и ваши любимые дети
Не будем говорить о том, что могут возникнуть другие сложности с вашим телефоном и ваш вечер будет обречен.
QR-меню, подходят для небольших ресторанов, кондитерских, баров, фаст-фуд и с простым меню. QR-коды, могут дополнять меню, что бы наиболее придирчивый клиент мог прочитать о способе и условиях приготовления, основных ингредиентах, весе (объеме) порции, пищевой ценности, калорийности и т. п. или просто об истории данного блюда.
QR-меню, не должно быть просто ссылкой на pdf-файл, а должна быть полноценная и удобная web-страница.
Реальное меню - отражение самого заведения, оно как бы говорит вам что-то о самом ресторане, где вы едите, и оно нарисовано мелом на черной доске, прикреплено к доске объявлений у входа, запаяно в пластик или в файл-папке, оформлено триплетом, напечатано на картонке, выгравировано или предоставлено вам в дорогом кожаном переплете.
Проведённое в 2021 году исследование среди посетителей ресторанов показало следующие результаты:
— 88% предпочитают бумажное меню, чем QR-меню;
— 66% не хотели бы доставать свой телефон, сразу, как только сели за стол, т. к. портит атмосферу личного общения;
— 57% респондентов считают, что использование QR-кода это рутина, что-то очень обыденное:
— 55% считают, что использование QR-меню вызывает у них затруднения и сложности.
Darden Restaurants, BJ«s Restaurants вернули обычные меню, услышав своих клиентов, что они любят обычное меню.
Клиенты любят тактильные меню и заказывают больше, чем при использовании QR-меню
Джерими Владис, президент группы ресторанов в США
При этом Грег Левин (СEO BJ»s Restaurants), согласен c неоспоримыми преимуществами для самих рестораторов использование QR-меню, т.к. это в первую очередь существенная доля расходов.
Но есть еще один очень важный факт, что если вы торопитесь продолжить ваш вечер не в ресторане, то нет ничего дороже, чем возможность быстро оплатить счет и даже оставить чаевые с помощью вашей банковской карты через QR-код, который уже распечатан в вашем чеке или через QR-код, что красиво размещен у вас на столе.
И важно не забыть о кешбек за совершенную покупку по карте в ресторане, что поступит вам от вашего Банка или платежной системы.
Хороших праздников!