Найти в Дзене

Ян Брейгель Старший (Бархатный) (часть 1)

Ян Брейгель Старший (Бархатный) - нидерландский художник, представитель фламандской династии художников Брейгелей. Ян Брейгель был старшим сыном великого Питера Брейгеля (Cтаршего), одного из величайших мастеров своей эпохи, и братом Питера Брейгеля Младшего. Ян Брейгель Старший (Бархатный) родился в 1568 году в Брюсселе. Он был вторым ребёнком Питера Брейгеля и его жены Майкен Коук. Когда Яну исполнился год, умер его отец. Ещё через несколько лет, в 1578 году, умерла мать. Детей, Питера и Яна, воспитывала бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Художница - миниатюристка Мария Бессемерс была женой известного гравера Питера Коука из Альста и одной из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении цветов. Именно дед Яна - Питер Коук играл одну из первых ролей в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился

Ян Брейгель Старший (Бархатный) - нидерландский художник, представитель фламандской династии художников Брейгелей. Ян Брейгель был старшим сыном великого Питера Брейгеля (Cтаршего), одного из величайших мастеров своей эпохи, и братом Питера Брейгеля Младшего.

Ян Брейгель Старший (Бархатный) родился в 1568 году в Брюсселе. Он был вторым ребёнком Питера Брейгеля и его жены Майкен Коук. Когда Яну исполнился год, умер его отец. Ещё через несколько лет, в 1578 году, умерла мать. Детей, Питера и Яна, воспитывала бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Художница - миниатюристка Мария Бессемерс была женой известного гравера Питера Коука из Альста и одной из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении цветов. Именно дед Яна - Питер Коук играл одну из первых ролей в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился у Марии Бессемерс рисунку и технике миниатюры, а также унаследовал любовь к изображению цветов.

Питер Рубенс. Ян Брейгель Старший (Бархатный). Фрагмент картины «Семья Яна Брейгеля»
Питер Рубенс. Ян Брейгель Старший (Бархатный). Фрагмент картины «Семья Яна Брейгеля»

Ян Брейгель Старший с самого начала заявлял о себе, как о художнике с индивидуальным стилем. Он не хотел быть просто копиистом работ отца, как его старший брат Питер Брейгель Младший.

После нескольких лет обучения в Антверпене искусству масляной живописи у Питера Гуткинда и Гиллиса ван Коннинксло, по сложившейся в Европе традиции, молодой художник отправился в 1589 году в путешествие, в Италию. В 1589 году Брейгель посещает Кельн и Париж, где знакомится с образцами национальных школ живописи. С 1592 по 1595 годы Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. Брат Рубенса, бывший библиотекарем кардинала Асканио Колоны, знакомит Брейгеля в Милане с итальянским кардиналом Федерико Борромео, большим ценителем искусства. Прелат оценил способности молодого мастера и их связь-дружба продолжалась до самой смерти художника. В Италии Ян Брейгель Старший написал множество пейзажей и натюрмортов для своего друга и покровителя, кардинала Федерико Борромео, который восхищенно писал об «одухотворенной грации» творений художника и предсказал любимому живописцу неувядаемую славу.

По возвращении в Антверпен, в 1597 году, как сын мастера, художник был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. К нему стали поступать многочисленные заказы от вельмож, и даже от самого императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного любителя диковинок и редкостей.

С 1606 года Яна Брейгеля назначают художником при Брюссельском дворе, что обеспечивает его постоянными королевскими заказами и позволяет открыть свою мастерскую. Его дом в Антверпене, с богатыми художественными коллекциями, был одной из достопримечательностей города, которую не только приезжающие в Антверпен художники, но и знатные иностранцы считали долгом удостоить своим посещением.

Ранние картины Яна Брейгеля – это, в основном, пейзажи и натюрморты. Ян Брейгель Бархатный знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Мастер был частым посетителем королевских оранжерей, в которых росли экзотические растения и мог подолгу терпеливо ожидать начала цветения интересующего его растения. Все цветы мастер писал исключительно с натуры и искусно «собирал» их в один букет. Цветы он изучал, как истинный ботаник, совершая в поисках интересных и редких образцов для своих натюрмортов далекие прогулки в окрестностях Антверпена.

За то, что писал он свои пейзажи и натюрморты столь изящно и реалистично, Ян Брейгель получил к своему имени прозвище-приставку «Бархатный» или «Цветочный». А. Бенуа в «Истории живописи всех времен и народов» писал о том, что «именно в бархатистости его ( Яна Брейгеля Старшего) живописи, в ее сочной нежности и роскошной ласковости лежит основной секрет ее очарования».

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном сосуде». 1607г. Музей изящных искусств, Мюнхен
Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном сосуде». 1607г. Музей изящных искусств, Мюнхен
Ян Брейгель Старший. «Венский букет ирисов». 1607г. Музей истории искусств в Вене.
Ян Брейгель Старший. «Венский букет ирисов». 1607г. Музей истории искусств в Вене.
Ян Брейгель Старший. «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе». 1610г. 24,5 х 19. Государственный музей, Амстердам
Ян Брейгель Старший. «Натюрморт с цветами в стеклянной вазе». 1610г. 24,5 х 19. Государственный музей, Амстердам

Цветочные композиции, чаще всего, изображались в вазах различных форм и отличались пышностью и разнообразием растительного материала. Такое изображение цветов в Голландии получило название «Stilleven», что означает «замершая жизнь». Во многих картинах художника можно увидеть традиционные для Голландии тюльпаны, нарциссы, ирисы, а также пионы, лилии и многие другие цветы. Для большего объема в композиции добавлялись колоски и ветки кустарников. Традиции, заложенные Яном Брейгелем Старшим, продолжили его сыновья.

Ян Брейгель Старший. «Ваза с цветами». 1610г. 45 х 65. Пинакотека Ambrosiana. Милан, Италия
Ян Брейгель Старший. «Ваза с цветами». 1610г. 45 х 65. Пинакотека Ambrosiana. Милан, Италия
Ян Брейгель Старший. «Керамическая ваза с цветами». Музей Фицуильяма, Великобритания
Ян Брейгель Старший. «Керамическая ваза с цветами». Музей Фицуильяма, Великобритания
Ян Брейгель Старший. «Ваза с цветами». 64,3x40,6. Музей Фицуильяма, Великобритания
Ян Брейгель Старший. «Ваза с цветами». 64,3x40,6. Музей Фицуильяма, Великобритания
Ян Брейгель Старший. «Корзина цветов». Музей Фицуильяма, Великобритания
Ян Брейгель Старший. «Корзина цветов». Музей Фицуильяма, Великобритания

Букеты цветов Яна Брейгеля Старшего получались столь невероятными, что тренд подхватили другие художники. И, до сих пор, нидерландская живопись ассоциируется именно с такими натюрмортами.

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего также относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками на библейские и мифологические сюжеты. Великолепны его работы с типичными деревенскими пейзажами и сюжетами – рыбные рынки, отдых простых семей, картины с путешественниками, дома и мельницы, фламандские ярмарки. Об этих работах художника речь пойдет в отдельной статье.

Ян Брейгель Старший умер в январе 1625 году от холеры, царившей в Европе. Эпидемия унесла не только жизнь талантливого живописца, но и трех его младших детей (Питера, Элизабету и Марию).

https://dzen.ru/a/Y7Ma1RtNdHLyXLAi- Творческий тандем двух друзей (часть 2)

Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...