5,3K подписчиков

Красота от архитектора Шехтеля -Дом Морозовых в Подсосенном переулке в Москве

1,8K прочитали
В начале 18 века этот участок земли принадлежал купцам Плавильщиковым. На достаточно большой территории размещался не только усадебный дом, но и фабрика по производству парусины. В конце 18 века потомки Плавильщикова участок разделили и продали по отдельности.

В 1839-м участок приобретает старший сын основателя рода Морозовых Саввы Васильевича - Елисей Саввич Морозов. У Елисея Саввича было 2 дочери и старший сын Викула. Первоначально они жили в том доме, который принадлежал Плавильщиковым. А вот уже Викула, когда завел свою семью (у него было 11 детей), приглашает архитектора Михаила Чичагова и строит новый усадебный дом. Дом был построен в конце 70-х годов 19 века, когда в моде был стиль эклектика.

В 1894 году, когда Викула Елисеевич умирает, его старший сын Алексей приглашает другого архитектора Федора Осиповича Шехтеля для переделки отцовского дома по своему вкусу. Шехтель переделывает интерьеры - внешне дом остается прежним.

Брат Алексея Сергей Викулович Морозов живет рядом, в старом доме, который когда-то принадлежал Плавильщиковым. Этот особняк, надстроенный 3-мя этажа в советское время, сохранился. В нем Шехтель тоже оформляет интерьеры - устраивает и мавританскую курильню, и египетский зал и классические интерьеры. Этот дом, к сожалению, не имеет охранного статуса и находится в плачевном состоянии. Но сохранились остатки сделанного Шехтелем зимнего сада и оранжереи.

Алексей Викулович Морозов больше всего любил проводить время в своем кабинете, оформленном Шехтелем в готическом стиле. Готику Шехтель очень любил за ее декоративность и возможность проявить фантазию. Все декоративные элементы, в том числе лестница и мебель были изготовлены на фабрике Шмидтов - родственников Морозовых. Стрельчатые окна украшены витражами, выполненными по эскизам Шехтеля.

На стенах кабинета - полотна Врубеля, написанные им специально для этого кабинета. Точнее это печатные копии, которые появились здесь в 2004-м году (весь советский период на их месте были пустующие деревянные ниши). Оригиналы находятся в зале Врубеля в Третьяковской галерее. Главные действующие лица - Фауст и Маргарита. Принято считать, что Фауст написан с Алексея Викуловича - портретное сходство налицо. А прототипом для женского образа послужила супруга Михаила Врубеля Надежда Забела.

Лестница в кабинете ведет на 2-й этаж в библиотеку, где сохранились шкафы, выполненные по эскизам Шехтеля специально под размеры книг Алексея Викуловича.

Под библиотекой находится гостиная, оформленная в рокальном стиле. Стены этой гостиной украшены гобеленами 18-го века. Их привез из Франции отец Алексея Викуловича В.Е. Морозов. Ради сохранения этих гобеленов Шехтелем была придумана специальная система освещения. Электрической люстры на потолке не было, ее повесили сюда в советское время. А до этого свет проникал в гостиную из библиотеки над ней через плафоны в потолке.

В советское время гобелены заметно выцвели, а на одном из полотен можно даже увидеть след от пули, угодившей в него, когда в течение месяца здесь заседали анархисты во время революции.

В зале "Русская Столовая" Алексей Викулович принимал гостей и устраивал обеды. Также как и в залах второго этажа, стены здесь оформлены плоскими пилястрами, наверху - кессонированные потолки. Декоративные элементы в этом зале напоминают русскую резьбу по дереву. Но это не деревянная резьба, а лепнина, которая ее имитирует.

В нишах на стенах этого зала должны были появиться полотна Врубеля на тему "Сказки о царе Салтане". Несколько эскизов было сделано, но ,к сожалению, по неизвестным причинам, работы художника в этом зале так и не появились.

Печного отопления в конце 19 века в доме уже не было, все печи и камины, оставленные в доме в результате реновации Шехтеля, носили уже чисто декоративный характер. Вот и центральный объект в русской столовой - печь-обманка. За ее железной дверцей скрывался сейф Алексея Викуловича Морозова. Украшена печь имитацией изразцов 17 века - это лепнина, сделанная под изразцы, и раскрашенная восковыми красками.

Алексей Викулович Морозов был коллекционером и большим любителем искусства. Он не был женат, детей у него тоже не было - свою жизнь он посвятил своей коллекции. В 1913-м году в журнале "Русский библиофил" появилась заметка о том, что А.В. Морозов "завещает свое замечательное собрание русских гравюр, миниатюр и лубка, а также фарфора, хрусталя, серебра русского производства громадной ценности в дар городу Москве на создание музея его имени".

Но музей так и не был создан - началась первая мировая война, а потом и революция. Заседающие в особняке в первые месяцы революции анархисты устраивали здесь перестрелки, погибла часть коллекции фарфора и был уничтожен полностью архив коллекции А.В. Морозова. Когда все же большевики изгнали из дома анархистов, то создали здесь музей русского искусства с отделением фарфора и старинной живописи (около 400 икон было в коллекции). Смотрителем музея назначили Алексея Викуловича Морозова, который не покинул страну, а остался рядом со своей коллекцией, занимался ее описанием и хранением, скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка.

В 1921 году коллекцию фарфора перевозят в Кусково, другие части коллекции распределяют по разным музеям. Алексея Викуловича Морозова выселяют из его особняка в небольшую комнатушку в коммуналке на Покровке.

Читайте обзор 10 книг, которые расскажут все об искусстве и спасибо за подписку на канал!