42,7K подписчиков

Джованни Лоренцо Бернини: увидеть эмоции в камне

949 прочитали

Джан (Джованни) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini, 1598–1680) – известный итальянский архитектор и скульптор, был ведущей фигурой в становлении архитектуры римского барокко. Его часто называли приемником Микеланджело. Скульптуры Бернини узнаваемы благодаря их захватывающей драматичности, динамичности, напряженности, фактуре и натурализму.

Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет, 1623
Джованни Лоренцо Бернини. Автопортрет, 1623

Бернини родился в Неаполе. Он был шестым ребенком в семье. Всего у его родителей было тринадцать детей. Его отец профессионально занимался скульптурой. Заметив необыкновенную одаренность своего сына, он с большим удовольствием начал сам обучать его.

В 1606 году он получил работу в папских залах Ватикана, взял мальчика с собой в Рим и разрешал ему помогать со скульптурами.

В Риме Джованни тщательно изучал античное греческое и римское искусство скульптуры, живопись Высокого Возрождения и работы Микеланджело, с которым в будущем все будут его сравнивать. Он работал так усердно, что заслужил похвалу художника Аннибале Карраччи и покровительство папы Павла V.

В семнадцать лет Джованни создал свою первую самостоятельную скульптуру из мрамора «Коза Амалфея с младенцем Юпитером и фавном» (The Goat Amalthea with the Infant Jupiter and a Faun, 1615), но долгое время не раскрывал свое авторство, потому ее сначала посчитали античной находкой.

Джованни Лоренцо Бернини «Коза Амалфея с младенцем Юпитером и фавном» 1615
Джованни Лоренцо Бернини «Коза Амалфея с младенцем Юпитером и фавном» 1615

Его мраморные работы демонстрировали непревзойденную виртуозность в резьбе по твердому материалу для достижения тонких эффектов, которые обычно встречаются только в бронзовых скульптурах.

Помимо скульптуры, Бернини увлекался театром. Он не только писал, ставил и играл в пьесах, он также вкладывал свои таланты в дизайн декораций и сложных механизмов, которые оживляли сценические сцены. В будущем это помогало ему точно передавать эмоции, которые он увековечивал в своих произведениях.

В середине карьеры у Джованни началась черная полоса. Его личная жизнь складывалась не лучшим образом. У него был страстный роман с замужней женщиной. Но вскоре до Бернини дошел слух, что она изменяла ему с его же младшим братом. Будучи очень эмоциональным человеком, он чуть не убил своего брата и изуродовал любовницу. Примерно в это же время он создал колокольню для фасада собора Святого Петра. Но из-за появления на ней тревожных трещин, ее пришлось снести. Джованни был так подавлен этим событием, что слег в постель и постился почти до смерти.

Однако после этого он сумел создать одно из своих величайших произведений – «Экстаз Святой Терезы» (The Ecstasy of Saint Theresa, 1645-1652), которое тут же оказалось в центре внимания. Бешеный успех этой работы немедленно оживил карьеру Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини«Экстаз Святой Терезы», 1645-1652
Джованни Лоренцо Бернини«Экстаз Святой Терезы», 1645-1652

В 1665 году Бернини отправился в Париж. Это было его первым и единственным долгим отсутствием в Риме. Людовик XIV в течение многих лет отправлял ему приглашения, и первый прием Бернини во Франции был триумфальным. Однако Джованни так восхвалял искусство и архитектуру Италии в ущерб искусству и архитектуре Франции, что быстро стал непопулярным при французском дворе. Единственным его произведением в Париже стал огромный бюст Людовика XIV, который на сто лет установил стандарт для королевских портретов.

Бернини умер в возрасте 81 года. Его смерть ознаменовала конец художественного превосходства Италии в Европе. Стиль барокко, который он помог создать, был последним итальянским стилем, ставшим международным стандартом.