За гардероб Снегурочки отвечали художники: иллюстраторы сказок, постановщики спектаклей, мультфильмов и первых советских «ёлок», создатели ёлочных игрушек и новогодних открыток…
Первым визуализировал сказочную девицу Виктор Васнецов — для постановки оперы «Снегурочка» в 1882 и 1885 годах. Он вложил в одеяния героини все свои представления о русской языческой моде. Однако для картины «Снегурочка» 1899 тот же художник выбрал уже костюм русской боярышни 17-го века — подбитую мехом шубку, шапочку, узорчатые рукавицы. Именно этот наряд и стал образцом для всех последующих Снегурочек. До революции снежная девушка не вошла в обязательный рождественско-новогодний пантеон, а вот после…
В 1920-е большевики изо всех сил боролись с ёлками и мишурой, но пали в неравной борьбе. В 1935 году, когда жить стало лучше и веселее, в московском Доме Советов состоялась первая советская ёлка, а через два года на неё впервые пригласили роскошно одетую юную блондинку — в белой, отороченной мехом шубке с узорами, в такой же шапочке. Производители игрушек, не мудрствуя, поясняли: Снегурка — «любая детская фигура, одетая в зимнюю одежду». Персонаж помолодел, одежда укоротилась и стали видны ноги. На них предлагались валенки или боты, для сцены — «светлые сапожки из ткани».
В мультфильме «Зимняя сказка» победного 1945 года, снятом по сценарию Евгения Шварца, Снегурочке отводилась скромная роль — под музыку Чайковского станцевать в зимнем лесу «русскую». Наряд был патриотичен и дорог — шуба до пят, а на голове -шапка или кокошник. Происхождение Снегурочки было по-прежнему туманным: то ли законная внучка Деда Мороза, то ли вылепленное из снега зимнее чудо.
Вплоть до 1950-х годов кроме как в белой шубе, шапке и варежках Снегурочка не появлялась. А затем малолетние открыточные Снегурочки переоделись в коротенькие расклешённые шубейки, для непонятливых — добавили народные орнаменты… Вытесняя из памяти близкую немецкую родственницу, известную под именем Schneemädchen, космополитичные зимние шапки поменяли на украшенные мишурой кокошники. Впрочем, первыми кокошник на оперную Снегурочку надели в 1920-е художники-эмигранты Константин Коровин и Борис Зворыкин — из тоски по родине.
Рисунок по картине Виктора Васнецова «Снегурочка», 1899 года. («Дилетант»)
При переложении оперы в 1952 году на язык мультипликации героиню нарядили в народный костюм в стиле недавно созданного ансамбля «Берёзка»: летний вариант — русский сарафан, зимний — отороченная мехом шуба до пят.
В 1960-е домкультуровские Снегурочки поголовно оделись в мини-шубки — голубого, синего или даже красного цветов. А официальный кинематограф (художественный фильм с Евгенией Филоновой в главной роли) в унисон с деревенской прозой и «советским славянофильством» предался ретроспективным мечтаниям о русской старине в духе Виктора Васнецова…
Две ипостаси облика Снегурочки — модерновая и славянофильская — по сию пору делят между собой культурное пространство русской зимы.