Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

И кому верить?

1716-1733/1734 годы

Российская и империя и её соседи

В 1716 году на берегу реки Иртыш была построена русская крепость Ямышев. Из Тобольска и Сары в эту крепость было решено перебросить припасы. Однако, караван, который вёз эти припасы в Ямышев, был атакован отрядами Контайши, правителя калмыков. Начальник каравана погиб. Среди прочих пленных к калмыкам попали шведский штык-юнкер, который представился победителям, как Ренат и его жена. Сначала Ренат таскал камни для укреплений, но вскоре начал учить калмыков лить пушки из железной руды, которой хватало во владениях калмыков. До Рената калмыки не знали этой технологии. С помощью этих пушек калмыки одержали большую победу в войне с китайцами. Их 40-тысячная армия в 1730 году при вторжении в Китай трижды разбила 60-тысячную китайскую армию. За эту услугу правитель калмыков Галдан-Церин отпустил штык-юнкера с его женой на свободу. Ренат и его жена через Сибирь с большим богатством в золотых слитках поехали в Швецию через Россию.

(Так изложена эта история в альманахе: «Русская старина», 1878 год, т. 21, №2).

Согласно комментатору этой информации из числа современных исследователей настоящее имя Рената было Йоганн Густав. В плен попал к джунгарам. Правителем джунгар был Цэвен Рабдан*, который велел Ренату лить пушки. В 1727 году Цэвена Рабдана на троне сменил Галдан Цэрен, который отпустил Рената и его супругу на свободу вскоре после войны с Китаем в 1730 году. Но так как был риск, что в России Рената задержат за его помощь джунгарам, Галдан Цэрен отправил Рената в Швецию через Санкт-Петербург в составе джунгарского посольства, которое ехало в столицу Российской империи, провожая возвращавшегося в Петербург русского посланника Л. Д. Угримова. И на деле в Санкт-Петеребруге хотели Рената задержать, но джунгарский посол настоял, чтобы его и его жену отпустили на родину, в Швецию. И они добрались до Швеции.

Цэвен Рабдан
Цэвен Рабдан

Ниже приводится эта же самая история, которую изложила Джейн Рондо, жене секретаря английского посольства в Санкт-Петербурге, возвращавшаяся на Родину из 18-летнего плена у калмыцких татар, шведка.

Она (шведка) была женой шведского капитана. Когда во время войны Швеции с Россией её муж попал в плен к русским, женщина была при муже и также оказалась пленницей. Её супруг с группой других пленных шведов был отправлен на поселение в Сибирь. По дороге на них напали калмыцкие татары. В отражении нападения пленные шведы объединились с русским конвоем. В бою её муж погиб. Она же и ещё одна женщина из русских, но говорившая по калмыцки, стали пленницами. Они стали достоянием двух татар. Татарин, которому досталась шведка, решил сделать её своей наложницей, но шведка заявила, что она скорее убьет себя, чем подчинится татарину. Она хотела убить себя наконечником стрелы, но русская сотоварка по плену удержала её от этого. Другие татары не позволили своему соплеменнику применить силу.

Когда через несколько дней отряд вернулся в ставку правителя калмыков и последнему рассказали о попытке его подданного сделать пленницу своей наложницей, правитель посмеялся над этой историей, и со словами, что обычаи его страны запрещают принуждать кого либо к вступлению в брак, сделал шведку служанкой одной из своих жён (у правителя их было две), чем избавил шведку от приставаний других татар. Госпожа пленницы, узнав, что та умеет готовить вкусные блюда, назначила шведку заведовать её столом и готовить. Некоторое время спустя пленница столкнулась со своим соотечественником, который лил для калмыцких татар пушки и учил их многим другим премудростям европейского военного дела. Эти пушки оказали калмыцким татарам большую услугу во время их войны с китайцами. За это татары даровали свободу этому шведу и по его просьбе даровали свободу пленнице. Швед женился на соотечественнице и вместе с ней прибыл в Санкт-Петербург. И теперь, как рассказывала шведка англичанке, они с мужем намерены отплыть в Швецию.

И кому верить? Англичанке, которая беседовала с бывшей пленницей, или данным из русских архивов, приведенным в альманахе «Русская старина» в изложении редакции?

Отголосок этой истории находим в современном фильме «Тобол» по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова.

* Цэван-Рабдан (калм. Цевң Равдан; монг. Цэвээнравдан; 1663 — 1727) — четвёртый хунтайджи Джунгарского ханства с титулом Эрдэни-Дзорикту-хунтайджи (калм. Эрдень Зоригт хун тәәҗ; 1697—1727). Из рода Чорос, младший сын Сенге (1653—1671) и возможно Ану-хатун.

(Источник: Джейн Уорд Рондо Вигор)