Вот ещё одна из моих любимиц - чайно-гибридная роза Августа Луиза! Мне она напоминает шампанское. Розовый брют! Переливы розового, абрикосового и кремово-белого, словно легкая воздушная пена, головокружительный... не вкус, но густое фруктовое благоухание. Моё дачное летнее утро начинается с того, что я иду её нюхать.
Получена она была в виде прутика с ОКС - впрочем, на прутике, к счастью, обнаружились зелёные почки и даже побеги. Кстати, стоял прекрасный месяц февраль; что было делать с этими побегами? Сажать в обрезанные пятилитровые баллоны. Окна у меня выходят на северо-восток; то есть, вырастить розу из прутика задача не самая лёгкая. Но он вырос и в начале июня переехал на постоянное место жительства (хотя и там я его три раза пересаживала: то слишком близко к дорожке, то слишком далеко в тени яблони).
Этому прутику повезло, чего не скажешь о двух других - сортов Ашрам и Лайонс Корал, присланных тем же питомником-рассыльником. Не буду его называть, но разозлили они меня изрядно: прутики, совершенно сухие, стоили недёшево.
Rosebook сообщает, что эта роза селекции Тантау, представленная на суд розоводов в 1999 году, растёт кустом высотой до 120 и шириной 70 см. Действительно, вырос прямостоячий крепкий кустик с глянцевой листвой. Как и было заявлено, не поражалась ни мучнистой росой, ни чёрной пятнистостью. По отзывам, дождик переносит не очень: но мою Августу Луизу я посадила так, что сверху её прикрывает ветка яблони-китайки - она же слегка прикрывает розу также и в солнцепёк. Пока это место кажется мне удачным - но, с другой стороны, розе-то первый год. Буду наблюдать.
Изумительной двойственной окраске огромного (до 15 см) цветка соответствует двойное имя: Августа Луиза! Роза была выведена к 250-летию рождения великого Иоганна Вольфганга (фон) Гёте (род. в 1749 г.) и названа в честь графини Августы Луизы цу Штольберг (1753-1835 гг.) Где-то в конце 1774 года Густхен (Августочка) отправила Гёте письмо - тогда ещё анонимно - в котором несколько раскритиковала образ главного героя в знаменитом романе "Страдания юного Вертера". Дескать, слишком он идеальный и картиночный. Так затеялась переписка, продолжавшаяся в 1775-17776 годах. Кем была для Гёте Августа Штольберг? Сочувствующей и искренней собеседницей, которой можно было излить душу или, напротив, рассказать выдуманную историю, где сам писатель присутствовал, но как бы от "третьего лица". Переписка с "возлюбленной сестрой" прекратилась, когда Гёте обрёл другую возлюбленную наперсницу, Шарлотту фон Штейн. Такой вот он был непостоянный, этот гений! И он сам живописал свою двойственность, но именно в письме к Августе Луизе:
«Попробуйте, моя дорогая, представить себе Гёте, как он, наряженный в праздничный сюртук, да и вообще с головы до ног весьма франтоват, со всех сторон освещенный мишурным сиянием канделябров и люстр, потом среди пестрой толпы вдруг останавливается, пронзенный взглядом прекрасных глаз, у игорных столов… Из салона спешит на концерт, оттуда на бал, легкомысленно и увлеченно ухаживает за хорошенькой блондинкой.
Но есть еще и другой. В своем прекрасном сером бобровом пальто, коричневом шейном платке и таких же сапогах он подставляет лицо легкому февральскому ветру и ощущает весну; скоро ему откроется весь прекрасный далекий мир; он живет, погрузившись в себя, стремится вперед, работает; невинные чувства юности изображает в маленьких стихах, крепкие пряности жизни — в драмах; фигуры друзей, очертания любимых ландшафтов и своих любимых домашних вещей рисует мелом на серой бумаге, стремясь передать их объем, и не смотрит ни вправо, ни влево с вопросом, что думают люди о его трудах. Потому что, работая, он каждый раз поднимается вверх на одну ступеньку, потому что он не гонится за идеалами, а в борьбе и в игре стремится развить свои чувства и воплотить их в способности. Это тот, у кого Вы не выходите из головы, тот, кто, проснувшись однажды рано утром, ощущает непреодолимое желание писать Вам, тот, для кого нет большего счастья, чем жить вместе с лучшими людьми своей эпохи».
Конрад Карл Отто, "Гёте. Жизнь и творчество", изд. "Радуга"1987, пер. Н. Берновской
Что же, прекрасные образы, прекрасная эпоха, прекрасная роза. Литературная роза! Шампанское-брют! Тем более, что время к новогодним праздникам. Подниму, пожалуй, бокал и за розу Августу Луизу, и за другие розы. Пусть будет удачной зимовка - и у меня, и у всех, кто влюблён в эти прекрасные цветы. Как гласит народная розоводческая мудрость - "розы по весне считают". С наступающим!