Древняя история человечества отмечена всевозможными кризисами, вызванными нехваткой воды из-за климатических изменений. Многие культуры смогли их преодолеть, другие не смогли адаптироваться и пришли в упадок. Мы должны учиться у культур, которые сопротивлялись, и у тех, кто уступил.
Древняя история человечества отмечена всевозможными кризисами, вызванными нехваткой воды ..
Уязвимость человечества к климату резко возросла примерно в 9500 - 8500 гг. до н.э., когда произошла сельскохозяйственная революция. В очень специфических областях планеты Homo sapiens выбирали путем селекции семена зерновых и бобовых культур и постепенно перешли от охотников-сборщиков к земледелию. Со временем они приручили некоторые виды диких животных и стали пастухами и скотоводами. Эти районы развития, основанные на эксплуатации земли, начались в Китае (7000 г. до н.э.), затем в Индонезии (6000 г. до н.э.), Центральной Америке (4500 г. до н.э.), северных Андах (3500 г. до н.э.) и долине Миссисипи (2000 г. до н.э.).
Везде, где это происходило, появлялась оседлость и возле возделываемых полей строились деревни. Таким образом, мужчины и женщины создали сельскохозяйственные общества, которые были колыбелью первых цивилизаций. Эти ранние человеческие поселения развивались за счет создания очень прочных зависимых связей с водой на месте проживания.
Районы развития, основанные на эксплуатации земли, начались в Китае (7000 г. до н.э.), затем в Индонезии (6000 г. до н.э.) и Центральной Америке (4500 г. до н.э.).
Начало уязвимости к воде
Прежде чем стать оседлыми, охотники-собиратели имели доступ к воде везде, где могли ее найти: озера, реки, ручьи и родники. Если бы из-за засухи ручьи переставали течь, люди двигались вверх по течению или искали другие источники воды; а если засуха продолжалась, они мигрировали в поисках влаги. Нехватка воды сильно повлияла на них, но они не были так привязаны к своему местонахождению, как когда они стали оседлыми и должны были каждый день орошать свои поля и поить свое стадо. История уязвимости к воде, какой мы ее знаем, начинается в то время.
Если из-за засухи ручьи переставали течь, люди двигались вверх по течению или искали другие источники воды .
Когда города развивались, потребности в доступе к воде увеличивались с приготовлением пищи и появлением личной гигиены. Когда города начали расти, санитария требовала наличия воды в большей или меньшей степени в зависимости от развития выгребных ям и канализации. Таким образом, каждое общество установило отношения с водой, которые формировались природными ресурсами, климатом и специфическими потребностями каждого населенного пункта. Зародились «водные культуры», которые легли в основу цивилизаций.
Когда города начали расти, санитария требовала наличия воды в большей или меньшей степени в зависимости от развития выгребных ям и канализации.
Сельскохозяйственная революция положила начало манипулированию природой в интересах человека. Практика вырубки лесов для получения земли для посадки и улучшения защиты городов, борьбы с хищниками и животными, наносившими вред домашнему скоту, или изменения водотоков для строительства или орошения увеличивалась по мере того, как росли продовольственные, военные и городские потребности.
Со временем малоподвижные люди поняли, что больше не могут причинять вред природе. Каждая культура начала разрабатывать «лучшие методы» использования земли и воды. С этой целью были задуманы технологии сбора и подачи воды, обладающие высокой устойчивостью к климатическим перипетиям, поскольку разрабатывались на основе водных кризисов, обычно вызываемых засухами. Методы сбора и использования воды социально поддерживались глубоким уважением к природе, законы которой были понятны и часто включались в религиозные верования.
Таким образом, каждая цивилизация создала то, что мы сегодня знаем как «водную культуру предков», которая является результатом тысячелетних
«Из-за своей фундаментальной роли в жизни общества вода имеет очень сильное культурное значение». без понимания или учета культурных аспектов наших проблем с водой невозможно будет найти устойчивое решение».
В 2018 году международное сообщество взяло на себя миссию сохранения и использования многих решений, предложенных культурами предков, для уменьшения наводнений и засух и предотвращения загрязнения воды.
Исторические склонности учиться
Майя, чья культура достигла своего пика между 600 и 800 годами нашей эры, испытали упадок, приведший к их краху .
Однако не все традиционные культуры смогли противостоять бедствию засухи. Земля менялась на протяжении всей своей истории, и некоторые из этих изменений произошли относительно недавно и напрямую связаны с климатом. Современные историки и палеонтологи изучают, как эти взлеты и падения отразились на древних цивилизациях и какие можно сделать выводы, как одни ими воспользовались, а другие были обречены на упадок и последующее исчезновение.
Случай с цивилизацией майя привлекает внимание ученых. В 2018 году исследование, опубликованное в журнале Science, показало, что в конце первого тысячелетия нашей эры объем воды в озерах в регионе Юкатан (в настоящее время Мексика) значительно сократился из-за уменьшения количества осадков и увеличения испарения. ставка.
Майя, чья культура достигла своего пика между 600 и 800 годами нашей эры, начали период упадка, который привел к их краху. Палеонтологи утверждают, что весьма вероятной причиной их сокращения является сильная засуха, вызвавшая снижение запасов воды на 40-54% по сравнению с нынешними условиями. Водная культура майя не смогла противостоять засухе, к которой не была готова, поскольку никогда не сталкивалась с чем-то подобным.
Эти засухи были вызваны естественными, а не антропогенными изменениями климата, поскольку в то время деятельность человека не могла изменить климат в больших масштабах. Однако некоторые ученые считают, что практика вырубки лесов, проводившаяся майя во времена их культурного расцвета и направленная на расширение посевов в ответ на рост населения, могла усугубить их уязвимость к засухе.
Вырубка лесного покрова вызвала микроклимат, при котором средняя температура могла повыситься на шесть градусов, что привело к деградации почвы, которая потеряла большую часть своей дренажной способности. Историки пришли к выводу, что засуха, поразившая майя, была достаточно сильной, чтобы вызвать серьезные социальные потрясения, которые могли бы объяснить упадок их цивилизации.
Свидетельство истории Аральского моря
Человеческие последствия катастрофы
Бассейн Аральского моря пережил одну из самых серьезных техногенных экологических катастроф второй половины 20 века. Гуманитарные последствия отличный пример ценности природного капитала . Наука только что открыла, что этот регион в Центральной Азии пережил еще одно бедствие в прошлом, на этот раз стихийное бедствие: длительная и сильная засуха, которая вероятно, была причиной исчезновения богатых культур, существовавших в его плодородных речных бассейнах.
Террасное земледелие, исконная сельскохозяйственная технология
Классические теории до сих пор приписывали их исчезновение вторжениям монголов во главе с Чингисханом , но недавние исследования, предполагают, что засухи были катастрофическими для сельского хозяйства в этом районе, которое основывалось на орошении затоплением, распространенном методе в культурах, где много воды. Водный стресс был настолько велик, что превышал адаптационные возможности земледельцев к уменьшению водности рек.
Извлечение уроков из прошлого
Древние водные культуры являются примером стойкости и устойчивости к неблагоприятным погодным условиям .
Эти древние бедствия показывают нам, что наличие или нехватка воды являются определяющими факторами в эволюции человеческих цивилизаций, и дают возможный ключ к интерпретации нашей ситуации в связи с текущим климатическим кризисом. Хотя сейчас у нас бесконечно большие возможности прогнозирования погоды и климата, чем у древних цивилизаций, наша уязвимость не сильно отличается от их уязвимости, поскольку наши социально-экономические потребности чрезвычайно выше.
Выводы работы ученых по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, будут иметь ключевое значение для пересмотра дорожной карты по достижению целей устойчивого развития.
Между тем взгляд в прошлое может дать нам пищу для размышлений. Водные культуры предков являются примерами устойчивости или неустойчивости к неблагоприятным погодным условиям. Такие примеры, как гидравлика инков, индийские баори , суть которых лежит в основе использования воды культурами аймара и уру и сельскохозяйственные методы майангны в Босавасе , показывают нам наследие, которое должно сохраняться и расширяться.
Но многие другие культуры не смогли устоять, так как их способности к адаптации были недостаточны, а климат не прощал их ошибок. Давайте извлекать уроки из прошлого.