24,7K подписчиков

Почему мировая буржуазия ненавидела «Сталинскую» Конституцию 1936 года? Почему СССР смог состояться? Часть1.

2,7K прочитали

Почему СССР смог состояться? Что лежало в основе? В чем была его сила, позволившая буквально за два десятилетия собрать из осколков разрушенной страны сильное и уникальное государство – государство, которое одинаково ненавидели, боялись и уважали на Западе?

Изучая исторические документы, я все пыталась найти ответ на этот вопрос, но пазлы никак не собирались. Я понимала, что в основе успеха лежит, во-первых, личность вождя - в этом плане Сталин не просто стоял во главе СССР, а реально управлял и вел за собой - был отцом народов. Во-вторых, это сильная идеология, способная объединить общество. В-третьих – поддержка народа снизу, чтобы энергия шла не только сверху вниз, но и снизу вверх. Но чего-то недоставало.

Совсем недавно мне попался любопытный документ – это доклад Сталина на VIIIВсесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года, посвященный Проекту Конституции Союза СССР. Вот тут-то все и собралось.

Вторая Конституция СССР, вошедшая в историю под названием «Сталинская» - необычный документ. Не случайно ее так ненавидели враги Советского Союза, причем, и внутренние, и внешние. Она была принята 6 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов и действовала (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

Многостраничный документ непрост для восприятия, поэтому я выбрала основное и разделила на две небольшие части. В первой части я расскажу о том, кто и почему противостоял «Сталинской» Конституции, а во второй части – как раз и покажу в чем же состояла уникальность этого нового основного документа Советского государства.

В статье я использую цитаты из выступления Сталина и отрывки из Конституции СССР 1936 года.

Часть 1. Почему мировая буржуазия и внутренняя оппозиция ненавидели «Сталинскую» Конституцию 1936 года?

Внутреннее противодействие. Страх потери власти

Именно этот документ стал, словно кость в горле, не только для Запада, но и для внутренних противников Сталина, которых было предостаточно. Революция вынесла на поверхность много всего разного, некоторые из пришедших к власти преследовали откровенно корыстные цели – создав «светлое будущее» для себя, они не были заинтересованы строить его для всех (те же троцкисты и «региональные бароны» - секретари обкомов первой волны). Вместе с новой («Сталинской») Конституцией, закреплявшей свободные выборы и право голоса для всех, предполагалось принять новый избирательный Закон, в котором прописана процедура выборов сразу из нескольких альтернативных кандидатов. Сталин не просто хотел провести политическую демократизацию, но и отстранить от реальной власти партийную номенклатуру, которая, по его мнению, слишком оторвалась от жизни народа. Это грозило многим потерей власти.

Внешнее непризнание

Но больше всего неистовствовала западная буржуазия. Ведь «Сталинская» Конституция закрепляла построение социализма – строя, которого не должно было быть в природе, страной, которая по представлению Запада являлась не государством, а всего лишь географическим понятием, но самое ужасное, что это был документ, свидетельствующий о том, что то, что осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено и в других странах.

Итак, буржуазная критика проекта Конституции СССР 1936 года - по материалам выступления Сталина.

Игнорировать «зловредное воздействие на умы»

Первая реакция иностранной печати – замолчать, проигнорировать проект Конституции СССР 1936 года. Когда этот метод не сработал, то, как сказал Сталин, «они оказались вынужденными открыть клапан и сообщить миру, что, как это ни печально, проект Конституции СССР все же существует, и не только существует, но и начинает оказывать зловредное воздействие на умы».

Не государство – а географическое понятие, не Конституция, а пустое обещание

«Вторая группа критиков признает, что проект Конституции действительно существует в природе, но она считает, что проект не представляет большого интереса, так как он “является по сути дела не проектом Конституции, а пустой бумажкой, пустым обещанием, рассчитанным на то, чтобы сделать известный маневр и обмануть людей. Они добавляют при этом, что лучшего проекта не мог дать СССР, так как сам СССР является не государством, а всего-навсего географическим понятием, а раз он не является государством, то и конституция его не может быть действительной конституцией.

Типичным представителем этой группы критиков является, как это ни странно, германский официоз “Дойче Дипломатиш-Политише Корреспонденц”. Этот журнал прямо говорит, что проект Конституции СССР является пустым обещанием, обманом, “потемкинской деревней”. Он без колебаний заявляет, что СССР не является государством, что СССР “представляет не что иное, как точно определяемое географическое понятие”, что Конституция СССР не может быть ввиду этого признана действительной конституцией» (Сталин, 1936)

И здесь Сталин приводит отрывок из Салтыкова-Щедрина «Сказка о ретивом начальнике, как он сам своими действиями в изумление был приведен»

«В одном из своих сказок-рассказов великий русский писатель Щедрин дает тип бюрократа-самодура, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного и ретивого. После того, „как этот бюрократ навел во “вверенной” ему области “порядок и тишину”, истребив тысячи жителей и спалив десятки городов, он оглянулся кругом и заметил на горизонте Америку — страну, конечно, малоизвестную, где имеются, оказывается, какие-то свободы, смущающие народ, и где государством управляют иными методами. Бюрократ заметил Америку и возмутился: что это за страна, откуда она взялась, на каком таком основании она существует? Конечно, ее случайно открыли несколько веков тому назад, но разве нельзя ее снова закрыть, чтоб духу ее не было вовсе? И, сказав это, положил резолюцию: “Закрыть снова Америку!”

«Мне кажется, что господа из “Дойче Дипломатиш-Политише Корреспонденц”, как две капли воды, похожи на щедринского бюрократа. Этим господам СССР давно уже намозолил глаза. Девятнадцать лет стоит СССР, как маяк, заражая духом освобождения рабочий класс всего мира и вызывая бешенство у врагов рабочего класса. И он, этот СССР, оказывается, не только просто существует, но даже растет, и не только растет, но даже преуспевает, и не только преуспевает, но даже сочиняет проект новой Конституции, проект, возбуждающий умы, вселяющий новые надежды угнетенным классам. Как же после этого не возмущаться господам из германского официоза? Что это за страна, вопят они, на каком основании она существует, и если ее открыли в октябре 1917 года, то почему нельзя ее снова закрыть, чтоб духу ее не было вовсе? И, сказав это, постановили: закрыть снова СССР, объявить во всеуслышание, что СССР как государство не существует, что СССР есть не что иное, как простое географическое понятие!» (Сталин)

Эти положения неосуществимы и должны остаться на бумаге

Третья группа критиков не прочь признать известные достоинства за проектом Конституции, она считает его положительным явлением, но она, видите ли, очень сомневается, чтобы ряд его положений можно было провести в жизнь, ибо она убеждена, что эти положения вообще неосуществимы и должны остаться на бумаге. Это, говоря мягко, скептики. Они, эти скептики, имеются всегда. Именно эти скептики сперва утверждали, что план первой пятилетки неосуществим, а потом сомневались в каждом последующем шаге советской власти.

«В СССР нет почвы для существования нескольких партий»

Были еще и четвертая, и пятая, и шестая и т.д. группы критиков и противников, но обращает на себя внимание критика однопартийности. У Сталина на этот счет была своя твердая позиция:

«Что касается свободы различных политических партий, то мы держимся здесь несколько иных взглядов. Партия есть часть класса, его передовая часть. Несколько партий, а значит и свобода партий может существовать лишь в таком обществе, где имеются антагонистические классы, интересы которых враждебны и непримиримы, где имеются, скажем, капиталисты и рабочие, помещики и крестьяне, кулаки и беднота и т. д. Но в СССР нет уже больше таких классов, как капиталисты, помещики, кулаки и т. п. В СССР имеются только два класса, рабочие и крестьяне, интересы которых не только не враждебны, а наоборот — дружественны. Стало быть, в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит и для свободы этих партий. В СССР имеется почва только для одной партии — Коммунистической партии. В СССР может существовать лишь одна партия-партия коммунистов, смело и до конца защищающая интересы рабочих и крестьян. А что она неплохо защищает интересы этих классов — в этом едва ли может быть какое-либо сомнение» (Сталин, 1936)

Надо сказать, что Сталин был абсолютно прав – партия в 30-е действительно защищала интересы рабочих и крестьян. То, что в исторической перспективе все выродилось – виновата не однопартийная система, а пришедшие на смену Сталину вожди, которые вместо того, чтобы управлять страной, заботились лишь о том, чтобы удержаться у власти. Современный коммунистический Китай – удачный пример однопартийности на длительном историческом промежутке.

Это лишь небольшая часть огромной волны буржуазной и внутренней критики, которая обрушилась на «Сталинскую» Конституцию. О том в чем же революционная новизна документа, по которому СССР жил практически до 1977 года (с небольшими дополнениями и изменениями) и который, по сути, отражал облик советского государства я расскажу в следующей, второй, части статьи.

«В чем главное отличие «Сталинской» Конституции 1936 года от капиталистических? Почему враги СССР скрежетали зубами? Часть 2»

Передовица "Известия" с докладом Сталина по проекту новой Конституции СССР (источник: lenta.ru)
Передовица "Известия" с докладом Сталина по проекту новой Конституции СССР (источник: lenta.ru)

Источник информации:

И.В. Сталин. «О проекте Конституции Союза ССР». Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года

С выставки Дейнеко и Самохвалов, Санкт-Петербург
С выставки Дейнеко и Самохвалов, Санкт-Петербург

Ссылки на предыдущие статьи на эту тему:

1. Почему самая жестокая схватка за СССР еще впереди?

2. Почему капиталисты ненавидели и боялись СССР? Как пытались удушить Советское государство?

3. Эпоха великого исторического предательства: что говорил А. Зиновьев о крахе СССР. Почему «антисталинист» изменил свое мнение о роли Сталина?

4. Почему развенчание культа личности способствовало развалу СССР? Почему Сталин управлял страной, а остальные лишь удерживали власть?

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Ссылки на мои книги на Ozon.ru:

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

Ссылка на мои книги в электронном формате

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни", Жанна Швыдкая
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни", Жанна Швыдкая

Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c

С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #ссср #сталин #общество #капитализм #социализм #революция #советскийсоюз #экономика #философия #политика