5 подписчиков

С чего началось восстание Спартака

В истории восстания "Спартака" много неясностей и "белых пятен": неясно, кто такой "Спартак" по происхождению. Это означает его имя (или прозвище), от которого он произошел. Была ли у него жена? Если да, то была ли она рядом с ним в Лудусе (гладиаторской школе)? В конце концов, гладиаторы официально не имели семей. Даже простые рабы в Древнем Риме могли жениться или расстаться со своими бывшими женами только с разрешения своих хозяев.

Спартак" с женой. Постер к сериалу "Спартак".
Спартак" с женой. Постер к сериалу "Спартак".

Тем не менее, вот свидетельство Плутарха. Однако жена Спартака, его соплеменница, передала ему дар пророчества и талант, причастный к таинству Диониса. Конец судьбы. Его жена сейчас с ним и сопровождала его в полете". Согласно Плутарху, Спартак был пленником фракийского племени, сражавшегося против римлян. Затем он был схвачен вместе со своей женой. Другими словами, он был захвачен в плен в собственном доме, а не на поле боя. В противном случае он вряд ли бы снова увидел свою жену - рабов обычно привозили отдельно.

Кадр из сериала 'Спартак' со смертью жены главного героя.
Кадр из сериала 'Спартак' со смертью жены главного героя.

Античный писатель, писавший о восстании спартаковцев, намекает, что раньше служил в римской армии. Поэтому он прекрасно умел воевать и знал слабые места римской армии; Спартак мог служить и жениться во вспомогательном отряде (вспомогательный отряд в легионе). Когда он стал рабом, его жена последовала за ним и нашла его в Риме. В качестве альтернативы "Спартак" может быть римским из-за происхождения, данного гладиаторам судебными приговорами. Как сейчас говорят "особо тяжкое преступление", это должно было быть для некоторых. Однако это противоречит свидетельству Плутарха о том, что он был одним из рабов, несправедливо отданных гладиаторам.

Древнеримская мозаика с изображением гладиатора.
Древнеримская мозаика с изображением гладиатора.

В чем заключалась несправедливость? Дело в том, что даже рабов отправляли в гладиаторы по веским причинам. Однако в данном случае это преступление не обсуждается. Плутарх прямо говорит об этом. 'Эти люди не учились на преступников, а были вынуждены заниматься гладиаторским ремеслом исключительно из-за жестокости хозяев. Двести из них сговорились. Эта идея была раскрыта, но самые близорукие из 78 человек все же смогли сбежать и унесли ножи и шампуры в другое место. По дороге они встретили несколько повозок, которые везли гладиаторское оборудование в другой город, разграбили груз и вооружились. Позже, заняв укрепленное место, гладиаторы выбрали трех лидеров. Первым из них был "Спартак"..."

Современная реконструкция гладиаторских боев
Современная реконструкция гладиаторских боев

Получается очень странная картина. Не один человек, а тот, кто оказался в большой компании таких же несчастных людей (целое племя, исповедующее версию порабощенного или пленного солдата), "несправедливо" продан хозяевами. Гладиаторские школы. Кто эти владельцы, которые коллективно приобрели сотни невольников? Очевидно, что содержать стадо враждебно настроенных людей просто опасно. Более того, они хорошо знают друг друга и умеют драться. Однако это может произойти, если у рабовладельца были тысячи рабов и все они жестко контролировались. Латифундисты могли дешево купить группу пленных (а после победы в войне оптовая цена на рабов упала). Скорее всего, покупал их не он сам, а освобожденные рабы или даже рабыни, которые управляли этой латифундией.

Кирк Дуглас в роли Спартака в одноименном фильме 1960 года.
Кирк Дуглас в роли Спартака в одноименном фильме 1960 года.

Потом выяснилось, что купленная дешевая рабочая сила прямо не бунтовала, но держалась гордо, работала вполсилы и угрожала начальству - смотрите, мол, нас много, мы привыкли к убийствам... Затем управляющий, или владелец самой Латифундии, решил избавиться от этих рабов. Продавая их туда, где требуется их боевой дух - гладиаторам. Конечно, эти пленники не успокоились и решили бежать из гладиаторской школы. Для этого были веские причины. Они хотели отправить их в Рим на гладиаторские игры в качестве "очистительной жертвы для римского народа". Изначально смысл гладиаторских игр заключался именно в жертвоприношении Богу, поэтому в данном случае (в отличие от веселых гладиаторских представлений) смерть на арене была гарантирована.

Смерть на арене. Картины современных художников.
Смерть на арене. Картины современных художников.

Угроза неминуемой смерти была непосредственной причиной побега. Все было очень хорошо организовано - даже когда заговорщиков раздали, они смогли использовать импровизированное оружие, чтобы пробиться к выходу. Кроме того, по дороге они "случайно" наткнулись на несколько повозок, оснащенных гладиаторским оружием. На их поиски были направлены не легионеры, а все местные жители, с понятными результатами - повстанцы разгромили это ополчение и забрали их оружие. Удаленное расположение Везувия, первого оплота Спартака, также явно контролировалось заранее. Но кто тщательно готовил этот побег и с какой целью, остается загадкой, а достоверной информации слишком мало, чтобы делать какие-либо обоснованные выводы.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш  . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став